Умение классифицировать и обобщать – это очень важные навыки, необходимые для комплексного развития личности ребенка. Важно научить его находить те общие признаки, по которым предметы могут быть отнесены к определенной группе.
Стоит отметить, что без сформированных обобщенных понятий детям очень сложно перейти на новый уровень абстрактного мышления, которое характерно для школьного периода и взрослой жизни. По этой причине очень важно учить ребенка умению классифицировать и обобщать, и делать это нужно как можно раньше.
Чему важно научить детей до школы?
Комплексное развитие ребенка предполагает его обучение различным логическим операциям:
- Понимание знаков и символов. Они плотно вошли в нашу жизнь, поэтому важно, чтобы ребенок мог свободно ориентироваться в знаково-символической системе.
- Сериация. Представляет собой логический прием упорядочивания предметов по степени выраженности определенного признака.
- Классификация. Умение объединять предметы на основе общего признака (к примеру, вилки, ложки, тарелки – это посуда).
Но как научиться ребенка классифицировать, а также обобщать разного рода предметы? Давайте разберемся подробнее.
Учим ребенка обобщать и классифицировать
Для начала нужно рассказать, когда именно возникают данные операции. В возрасте 1,5 лет, если ребенку показать изображение какого-то предмета, который ему знаком, и сказать: «Принеси это!», то он принесет именно то, что он увидел на изображении. Это является первичным обобщением, т.е. ребенок в голове обработал увиденное изображение, соотнес его с реальным предметом (форма, размер и цвет не учитываются ребенком на данном этапе) и выполнил просьбу.
Второй этап – это обобщение по форме. Развивать этот навык достаточно просто: помещаем в одну корзину кубики, а во вторую мячики. Сначала они должны быть одного размера, а в дальнейшем берем предметы разных размеров, но также раскладываем их в разные корзины. Когда он научится классифицировать, нужно учить его обобщать («Этот предмет – мячик, а этот – кубик»).
Третий этап – классификация и обобщение по цвету. Начинаем с двух разных цветов, постепенно добавляя другие. Но это должны быть именно основные цвета, а не их оттенки.
Следующий этап – это классификация и обобщение по размеру, но в понимании «большой – маленький». В этих понятиях есть определенная доля субъективизма, поэтому брать нужно один большой и один маленький предмет.
В обучении детей обобщать и классифицировать хорошо помогают различные дидактические игры: «Найди, что подходит», «Назови одним словом», «Четвертый лишний, игры без упора на наглядный материал, вроде игры с мячом «Съедобное – несъедобное» и т.д.