Найти тему
Перо акулы

Советские плакаты за равноправие после революции 1917г. Как раскрепощали женщин Востока

Художник Страхов-Браславский, 1926г.
Художник Страхов-Браславский, 1926г.

Пока в других странах женщины по куску отвоёвывали себе равные права с мужчинами, в России эти права буквально упали на голову в одночасье сразу после победы революции 1917 года. Представьте себе, во Франции женщины впервые смогли проголосовать на парламентских выборах только в 1945 году после долгих лет борьбы. Лишь в 1965м был отменён закон, который запрещал француженкам устраиваться на работу без согласия на это отца или мужа, а также открывать счёт в банке на своё имя.

В России же избирательные права первыми получили женщины Великого княжества Финляндского (входило в состав Российской империи) ещё в 1906 году, а после 1917го эти права распространились на женщин всей страны. Юридическое равноправие мужчин и женщин было закреплено Конституцией 1918 года.

Однако одного изменения закона недостаточно, главное - изменить сознание женщин, чтобы они отказались от привычной для себя роли домохозяйки и занялись общественной жизнью и своей карьерой. Для "раскрепощения" женщин в СССР была развёрнута масштабная пропаганда, одним из инструментов которой были плакаты. У советской власти были рычаги давления даже на традиционно крайне патриархальные восточные регионы страны.

Автор: Н. Ф. Короткова, М. Ворон, 1930г.
Автор: Н. Ф. Короткова, М. Ворон, 1930г.

Активная эмансипация женщин была на руку новой власти. Страна нуждалась в новой рабочей силе. Женщины становились инженерами, водителями, учёными, при этом важность материнства никогда не умалялась. Благодаря активному строительство яслей, детских садов, лагерей, у женщин высвобождалось время на труд.

При этом, как можно узнать из журналов вроде "Работница" и "Крестьянка", советские женщины часто жаловались на грубость со стороны мужчин на заводах, нежелание их назначать на более ответственные должности, сексизм и более низкую оплату труда.

Кстати, когда сегодня западные компании выделяют квоты на женщин в советах директоров, они тоже преследует вполне меркантильные цели. Для того, чтобы создавать крутые и востребованные продукты для всех, нужно чтобы в команде присутствовали тоже все: и женщины, и мужчины, разной национальности и вероисповедования, с разным менталитетом. Крупные западные бренды давно поняли, что успех приходит туда, где витают мысли из разных умов.