После второй мировой войны СССР получил из Германии более двух тысяч готовых производств. Так же в СССР было вывезено несколько тысяч немцев: ученых, инженеров, технологов, которые до конца пятидесятых работали над советскими программами технического развития.
Среди прочих на немецких технологиях, станках и технологических картах стартовало массовое производство мотоциклов.
В Ижевсе под контролем "приглашённого" главного конструктора DKW Германа Вебера (умер в 48 году в Ижевске) и других инженеров с DKW был начат выпуск мотоцикла Иж-350, на базе немецкого мотоцикла DKW NZ 350.
В Коврове, Москве и позже в Минске на базе немецких чертежей мотоцикла DKW RT 125 и технологии DKW начали выпускать К-125 и M1A
Ну и надо не забыть M-72, копию BMW R71 выпуск которого то ли купив лицензию, то ли просто скопировав начали еще до ВОВ. Из него выросли ирбитские Уралы и Киевские Днепры.
То есть в 50е годы СССР обладал неплохой стартовой позицией для развития собственного мотоциклетного производства.
Базовые немецкие модели подвергались постоянным улучшениям и доработкам. И до середины шестидесятых советские мотоциклы мало уступали своим массовым иностранным аналогам.
Но постепенно немецкие технологии устаревали, а новых не появилось. Мотоциклы СССР до конца дней своих так и оставались в основе своей, переработками тех самых DKW и BMW полученных в сороковые.
Да был сделан свой мотор Иж Юпитер похожий на сдвоенный мотор от К-175. Да был весьма удачный для своего времени ИЖ Планета-Спорт, пожалуй единственный массовый мотоцикл разработанный в СССР буквально с чистого листа. Но за тридцать лет не было сделано ничего кардинально нового. Копии. Улучшенные копии. Копии копий. Недоверие к своим?
При этом у меня язык не повернется сказать, что у нас не было талантливых конструкторов или технологов. Если посмотреть на разработки мотоциклов в Ижевске, которые никогда не пошли в серию, то сердце радуется.
Но к сожалению, будучи отрезанными от международных связей, не имея доступа к современным разработкам, не имея возможности оперативно отслеживать направления развития мотопромышленности в мире, не имея достаточного финансирования, в конце концов, советские мотоциклы отстали от немецких, американских, японских. Навсегда.
Отдельная песня это комплектующие. Например, неразгаданная мной тайна. За все годы советской власти в СССР не научились, не смогли, не захотели освоить производство карбюраторов. Возможно, на какой-то суперважной военной технике и стояли суперкарбюраторы сделанные в секретных лабораториях. Но на всей советской технике стояли дерьмовые карбюраторы. Казалось бы, ну что стоит даже хотя бы просто взять и аккуратно скопировать Микуни, Солекс, Вебер. Но нет. В чем тут такая секретная тайна мне неизвестно. Вот у меня на дачном китайце стоит копия японского карбюратора Микуни. Вообще проблем нет. Почему китайцы смогли? Загадка.
Еще одна "проблема". Читал про ИЖ "Марафон-Орион". Вроде даже уже купили лицензию у Yamaha на производство фактически копии Yamaha XT 550. И знаете какая проблема возникла? В СССР нет производства моторного масла нужного для сблокированного с коробкой передач мотора. И тут я действительно вспомнил, какое гoвнo приходилось заливать в моторы в то время. Для двухтактника, качество масла не очень важно - один хрен сгорает. А для четырёхтактного нагруженного мотора, увы.
Кого винить в этом? Партию? Правительство? Себя? Не знаю, но обидно.