Найти тему
Freerider

Мотоциклы СССР. Не смогли.

После второй мировой войны СССР получил из Германии более двух тысяч готовых производств. Так же в СССР было вывезено несколько тысяч немцев: ученых, инженеров, технологов, которые до конца пятидесятых работали над советскими программами технического развития.

Среди прочих на немецких технологиях, станках и технологических картах стартовало массовое производство мотоциклов.

В Ижевсе под контролем "приглашённого" главного конструктора DKW Германа Вебера (умер в 48 году в Ижевске) и других инженеров с DKW был начат выпуск мотоцикла Иж-350, на базе немецкого мотоцикла DKW NZ 350.

DKW RT125 конструкции Германа Вебера копировали не только в СССР, но и в Британии (Royal Enfild и  BSA), США (Harley-Davidson), Японии (Yamaha), Венгрии (Csepel), Италии (Moto Morini), Польше.
DKW RT125 конструкции Германа Вебера копировали не только в СССР, но и в Британии (Royal Enfild и BSA), США (Harley-Davidson), Японии (Yamaha), Венгрии (Csepel), Италии (Moto Morini), Польше.

В Коврове, Москве и позже в Минске на базе немецких чертежей мотоцикла DKW RT 125 и технологии DKW начали выпускать К-125 и M1A

Ну и надо не забыть M-72, копию BMW R71 выпуск которого то ли купив лицензию, то ли просто скопировав начали еще до ВОВ. Из него выросли ирбитские Уралы и Киевские Днепры.

То есть в 50е годы СССР обладал неплохой стартовой позицией для развития собственного мотоциклетного производства.

Базовые немецкие модели подвергались постоянным улучшениям и доработкам. И до середины шестидесятых советские мотоциклы мало уступали своим массовым иностранным аналогам.

Но постепенно немецкие технологии устаревали, а новых не появилось. Мотоциклы СССР до конца дней своих так и оставались в основе своей, переработками тех самых DKW и BMW полученных в сороковые.

Да был сделан свой мотор Иж Юпитер похожий на сдвоенный мотор от К-175. Да был весьма удачный для своего времени ИЖ Планета-Спорт, пожалуй единственный массовый мотоцикл разработанный в СССР буквально с чистого листа. Но за тридцать лет не было сделано ничего кардинально нового. Копии. Улучшенные копии. Копии копий. Недоверие к своим?

При этом у меня язык не повернется сказать, что у нас не было талантливых конструкторов или технологов. Если посмотреть на разработки мотоциклов в Ижевске, которые никогда не пошли в серию, то сердце радуется.

Но к сожалению, будучи отрезанными от международных связей, не имея доступа к современным разработкам, не имея возможности оперативно отслеживать направления развития мотопромышленности в мире, не имея достаточного финансирования, в конце концов, советские мотоциклы отстали от немецких, американских, японских. Навсегда.

Отдельная песня это комплектующие. Например, неразгаданная мной тайна. За все годы советской власти в СССР не научились, не смогли, не захотели освоить производство карбюраторов. Возможно, на какой-то суперважной военной технике и стояли суперкарбюраторы сделанные в секретных лабораториях. Но на всей советской технике стояли дерьмовые карбюраторы. Казалось бы, ну что стоит даже хотя бы просто взять и аккуратно скопировать Микуни, Солекс, Вебер. Но нет. В чем тут такая секретная тайна мне неизвестно. Вот у меня на дачном китайце стоит копия японского карбюратора Микуни. Вообще проблем нет. Почему китайцы смогли? Загадка.

Иж Орион из опытной партии.
Иж Орион из опытной партии.

Еще одна "проблема". Читал про ИЖ "Марафон-Орион". Вроде даже уже купили лицензию у Yamaha на производство фактически копии Yamaha XT 550. И знаете какая проблема возникла? В СССР нет производства моторного масла нужного для сблокированного с коробкой передач мотора. И тут я действительно вспомнил, какое гoвнo приходилось заливать в моторы в то время. Для двухтактника, качество масла не очень важно - один хрен сгорает. А для четырёхтактного нагруженного мотора, увы.

Кого винить в этом? Партию? Правительство? Себя? Не знаю, но обидно.