Найти тему
Приступ ностальгии

Рассматриваю монстров, которых художник рисует из советских ковров и размышляю о прошлом и настоящем этого символа достатка

Оглавление

Некогда грубые шкуры, которыми древние люди закрывали входы в пещеры, со временем трансформировались в радующие глаз ковры. В СССР к середине прошлого века они стали олицетворением достатка и благополучия. В начале нынешнего века их безжалостно высмеивали, называя верным признаком дурного вкуса. Однако сейчас у ковров начинается период ренессанса…

Коллаж из нарисованного коврового монстра и оригинального ковра. Источник фото: https://www.instagram.com/yushyn.png/
Коллаж из нарисованного коврового монстра и оригинального ковра. Источник фото: https://www.instagram.com/yushyn.png/

Недавно нашел в сети интересную подборку работ одного талантливого художника. У него очень интересный аккаунт в инстаграме, в частности, меня привлекли созданные им монстры по мотивам старых ковров. Кстати, у каждого монстра есть своя интересная и захватывающая история.

Не знаю как Вас, а мне подобные монстры в детстве действительно мерещились))) Однажды, был случай в детстве, когда в полудреме я посмотрел на ковер и четко увидел там сползающего паука - огромного, размером со взрослую ладонь. Крику было, младшего брата перепугал до ужаса)))

Полистайте галерею, может кто-то узнает среди них своих детских придуманных монстров:

Вообще ковры считаю уникальным социо-культурным явлением нашего прошлого, предлагаю немного окунуться в историю и значение этого предмета домашнего декора.

Необходимость или статус?

Хорошими в социалистическом прошлом считались ковры, произведённые в Туркмении, Азербайджане, Грузии. Азербайджанские ковровые фабрики выпускали их под этническими названиями «Карабах», «Казах» и почему-то «Куба».

А больше всего ценились импортные, изготовленные из овечьей шерсти. Так за турецкий ковёр размером 3х4 метра мамина знакомая в конце восьмидесятых годов не пожалела огромной по тем временам суммы в 500 рублей.

За отечественный (2х3 м) необходимо было выложить 180 рэ. Месячная же зарплата молодого инженера в то время не превышала 100-120 рублей. На ковры копили, их вне очереди продавали передовикам производства. Встречалась в продаже продукция из стран социалистического содружества ‒ ГДР, Болгарии. Часто их везли из туристических поездок. Было, конечно, тяжело, громоздко, зато дешевле и без очередей.

А вот прикроватные коврики с изображением оленей и ковровые дорожки, красные или зеленые, были практически в любой городской квартире, каждом сельском доме ‒ стоили они недорого, вполне можно было купить с зарплаты.

Прикроватный коврик с изображением оленей
Прикроватный коврик с изображением оленей

Когда же удавалось разжиться крупногабаритным дефицитом в 3х4 м, его бережно вешали на стену в гостиной, именуемой по тем временам залом. Ну, а если жильё было украшено несколькими коврами, хозяева считались зажиточными людьми.

Язык ковровых узоров

Для рядового гражданина приобретение хоть какого-то ковра было неординарным событием, тут было не до выбора. Но имевшие возможность делать заказы во Внешпосылторге, скорее всего, разбирались в особенностях их оформления, ведь для таких покупателей каждую модель сопровождало описание узора.

Армянский ковер
Армянский ковер

Так аннотация к коврам «Ереван» и «Иджеван» из Армении сообщала, что узоры созданы в результате изучения национальных художественных миниатюр. Основным декоративным мотивом этих ковров служит цветок лотоса, который обрамляют стилизованные листья, ветви, изображения животных. Основным орнаментальным элементом ковров из Туркмении является ромб, также позаимствованный из многовекового народного творчества, где он имеет название «гель».

Часто на советских коврах встречался такой элемент оформления как медальон, корни которого идут из Ирана. Бесконечно извивающиеся линии взяты оттуда же и носят название «эслим», как и детали в виде экзотических плодов и цветочных узоров ‒ «бута».

Иранский ковер с медальоном
Иранский ковер с медальоном

Нередким был на коврах и мотив «ваза», который действительно напоминал сосуд, наполненный цветами. Его родиной является тоже Центральная Азия, где он издавна символизировал понятие возвышенной любви.

Иногда использовались максимально упрощённые обозначения растений, животных, даже людей. Значение узоров однозначным и прямолинейным было не всегда. Беглый, невнимательный взгляд не мог раскрыть их язык, но при вдумчивом рассмотрении, одно открытие следовало за другим!

Советские дизайнеры-ковроделы источником своего вдохновения сделали народные традиции. И это было неплохим решением. Классические национальные узоры применялись как для изделий ручной работы, так и для изготовленных машинным способом. Так что даже самый заурядный советский ковёр из синтетических нитей нёс в себе послание от предыдущих поколений.

Закат и последующее возвращение

Интерьер с коварми в начале 2000-х считался бесвкусицей
Интерьер с коварми в начале 2000-х считался бесвкусицей

В двухтысячные годы для ковров настали тяжёлые времена. Из символа достатка их сделали эталоном дурного вкуса. В соцсетях саркастически обсуждали фото знаменитостей на фоне ковров, устраивали насмешливые флешмобы. В итоге большинство народа от «пылесборников» оперативно избавилось. Ковры остались только в десятилетиями не видевших ремонта «бабушкиных» квартирах.

Но всё возвращается на круги своя. Если вы до сих пор остаётесь обладателем дорогого или оригинального узорчатого ковра из шерсти, не торопитесь с ним расстаться. Мода на ковры, всевозможные половички снова охватила весь мир.

Ковер "под старину" в современном интерьере
Ковер "под старину" в современном интерьере

Сделанные из натуральной шерсти они органично совмещаются с представлениями о домашнем уюте. Современные средства ухода помогают без излишних хлопот содержать их в идеальном состоянии.

Поставьте лайк, если было интересно и подпишитесь на канал ПРИСТУП НОСТАЛЬГИИ, чтобы не пропустить новые статьи! А пока посмотрите ранние публикации: