Найти тему

Увидеть красоту в условиях невежества

Чтение книг, нагруженных большой болью, чувствами или философией, меня иногда перегружает. В таком случае пытаюсь прочитать что-то полегче и подходящий жанр для этого – детектив. Однако, в случае с автором книги «Сварить медведя» Микаэлем Ниеми оказалось не так все однозначно.
Роман погружает читателя в скандинавскую глубинку ХIХ века, когда христианская мысль, уже полностью завладевшая большей частью Европы, пришла в края еще полные мрачных языческих верований и представлений о мироустройстве. Маленькую деревеньку потрясают ряд зверских убийств, раскрыть тайну которых берется местный прост (в Швеции настоятель прихода, священник) Ласс Леви Лестадиус, т.к. власть в богом забытом селении не утруждается в разбирательстве этого дела. У священника, как и положено детективному жанру, имеется помощник Юсси, который не столь начитан и умен, как его учитель, но все же стремящийся к познанию окружающего его мира. Книгу можно прочесть, как классический детектив, наподобие Шерлока Холмса или Эркюля Пуаро, но, если более пристальней взглянуть на героев и сюжет, то можно заметить довольно много деталей, которые преобразуют жанровую определенность книги в текст с более интересным содержанием.
Главный герой прост Ласс Леви Лестадиус – христианский священник, который приехал в скандинавскую деревеньку, проповедовать христианские истины и уничтожить невежество и пьянство, которым подвержены все жители. В этом прослеживается мысль, что представления деревенского северного человека ХIХ века были ограничены тяжелым трудом, алкоголем и плотским утехами – мыслями о теле. Прост же пытается вытащить население из этой пропасти. Ласс Леви Лестадиус подбирает на дороге необразованного, не умеющего толком говорить, сиамского мальчика и возжигает в нем пламя духовного огня, стремление к истине. Очень пронзительным является эпизод с записью имени мальчика в книгу переписи. Автор красочно описывает чувства молодого Юсси, который вдруг понимает, что у него есть имя, что в данном случае является символом рождения личности и появления осознания самого себя, как чего значимого. По мере повествования Юсси внутренне мужает, постигая все новые смыслы бытия и своего места в нем. Поступок Юсси в конце романа невольно заставляет читателя сравнить героя с библейским Иосифом – мужем Марии, матери Иисуса. А скрытая от глаз читателя на протяжении всего романа сестра Юсси отсылает нас к самому Христу. Сам же прост Ласс Леви Лестадиус тоже не стационарная фигура, которая, как монолит, утверждает непреложные истины. В ходе расследования он ошибается, переживает периоды грехопадения в виде тщеславия и отчаяния, но находит в себе силы покаяться и исправить ситуацию. В этом смысле священник тоже человек, изменяющийся, стремящийся выйти за рамки своего нынешнего существа, даже с точки зрения морали намного превосходящего всех жителей деревни.
Однако, не стоит рассматривать роман «Сварить медведя», как укор и обвинение севера в невежестве и пьянстве. Скорее это описание кризисной ситуации, выходом из которой является стремление к истине и познанию. Автор с любовью и восхищением описывает быт крестьян, окружающую растительность и природу. Он будто открывает глаза на прекрасное и непознанное зажатому тяжелым физическим трудом человеку.
В романе «Сварить медведя» Микаэля Ниеми читатель найдет не только детектив, но и роман воспитания, и драму, и рассказ о становлении личности, и воспевание автором стремлению к истине и свету!