Найти в Дзене

Золотошвейное дело: традиция, уходящая в прошлое

Оглавление

После Крещения из Византии, вместе со святой православной верой и ее обрядами, на Русь пришли и многие виды церковного искусства. Одной из перенятых восточных традиций стало золотошвейное дело или “искусство золотного шитья”. Это искусство представляет собой украшение церковных облачений ручной вышивкой золотыми и серебряными нитями. Его расцвет на Руси пришелся на XV-XVI века, на время, когда русские княжества объединялись в одно государство, преодолевая тяжелые последствия монгольского нашествия. Этот период был и эпохой расцвета православной древнерусской культуры. Церковное искусство тогда воспринималось неотделимо от веры и молитвы, и обычное ремесло вышивки превратилось в живую “живопись иглой”.

Священная красота

Церковное золотое шитье не просто выполняет эстетическую функцию и служит для украшения, но и несет в себе глубокий смысл. Вышитые предметы используются во время богослужений и становятся священными. Орнамент, стиль, линии, цвет — во всем этом заключается особое символическое значение.

Существуют разные виды вышивки, которыми украшаются облачения священнослужителей и богослужебные предметы.

  • Орнаментальное шитье — это вышивка золотыми и серебряными нитями, шнурами, канителью. Наиболее распространенным такой тип шитья стал в XIX веке. Так расшиваются, например, воздухи и покровцы, которыми покрываются дискос и потир во время богослужения. Это более простой вид шитья, которым обычно занимаются начинающие мастера.
Современное орнаментальное шитье. Покровцы и воздух
Современное орнаментальное шитье. Покровцы и воздух
Воздух. Орнаментальное шитье. Оригинальный образец XIX века
Воздух. Орнаментальное шитье. Оригинальный образец XIX века
  • В технике лицевого шитья на изделии вышиваются иконы — изображения Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, святых. Для этого используются нитки из шелка разных цветов. Такие образа вышиваются на хоругвях, плащаницах, аналойниках и, например, на закладках для евангелия. В зависимости от своего назначения, изделие может украшаться жемчугом, бисером, полудрагоценными камнями, позолоченными дробницами.

Искусство золотного шитья

Для создания изделий, предназначенных быть частью богослужения, традиционно использовались только натуральные материалы, достойные своего назначения. За основу брались дорогие ткани, такие как парча, бархат, шелк. Для украшения применялись жемчуг и драгоценные камни, а сама вышивка выполнялась нитями с позолотой или серебрением.

Традиция шитья золотом на протяжении многих столетий сохранялась в златошвейных мастерских, которые существовали при монастырях и в богатых домах знати. Cо временем золотошвейное дело стало частью традиционного народного творчества.

Хоругвь. Выполнена из парчи и украшена вышивкой «Виноград императорский» и иконой Спасителя или Богородицы.
Хоругвь. Выполнена из парчи и украшена вышивкой «Виноград императорский» и иконой Спасителя или Богородицы.

Возрождение дела, уходящего в забытье

Шитье золотом — это древнее искусство, которое, к сожалению, в современности стремительно заменяется машинным производством. Сейчас уже мало кто владеет мастерством ручной вышивки, ведь этот трудоемкий процесс занимает много времени и дорого ценится. В мире осталось немного мастерских, которые занимаются этим ремеслом и передают свое умение другим. Одна из таких находится в нашем монастыре. Здесь с усердием и молитвой возрождают искусство золотного шитья, искусно сочетая техники ручной и машинной вышивки.

Красота изделий соответствует их богослужебному назначению. В разработке эскизов будущих работ принимают участие художники из других монастырских мастерских: иконописной, мозаичной, иконоокладной.

Примечательно, что в наш век современных технологий научились технике исполнения лицевого шитья с помощью специального оборудования, которое ускоряет процесс работы и делает готовое изделие более доступным по цене. Мастерицы, однако, владеют и искусством ручной вышивки и создают эксклюзивные работы для хранения в музеях и на заказ. Несмотря на то, что машинная вышивка сложных элементов упрощает работу в целом, сборка изделия в готовое состояние производится полностью вручную и занимает много времени. Например, на сборку одной митры обычно уходит около 60 часов.

У каждого народа техники шитья золотом носят характерные черты, отражающие национальный стиль. Мастера в нашей золотошвейной мастерской в своих работах прежде всего продолжают древнерусскую православную традицию. Также при разработке собственного оригинального стиля они заимствуют элементы, присущие традициям других православных стран: византийские, сербские, греческие. Так на протяжении многих лет монастырскими мастерицами создаются уникальные золотошвейные изделия, сочетающие в себе традиции древности и современные художественные разработки.

В златошвейной мастерской Свято-Елисаветинского монастыря можно заказать митры, плащаницы, хоругви, катапетасмы, покровцы и воздухи, облачения на престол и жертвенник, илитоны, сумки для дароносицы, закладки для Евангелия вышитые, и другие предметы церковного обихода ручной работы.

-9

Каталог мастерских Свято-Елисаветинского монастыря