В 50-х, когда диктатура формата ещё не утвердилась на коммерческих радиостанциях, диджеи были королями вкуса. Они разрешали себе любые выходки в эфире: запирались в студии, без предупреждения звонили музыкантам во время эфира, проигрывали часами одну и ту же пластинку... И не зря остались в истории. Одним из них был Алан Фрид. Ему принято приписывать изобретение слова «рок-н-ролл». И о его жизни было снято два полнометражных фильма, которые мы сейчас сравним.
Фрид обратил внимание, что американцы охотно приобретают пластинки с записями цветных исполнителей, и стал играть их в своём эфире. Его шоу стали пользоваться успехом, и впервые за историю радио диджей стал популярным: снялся в пяти фильмах, организовал серию концертов, вёл телешоу «Биг бит» (закрылось после протестов зрителей из-за того, что чернокожий певец по ходу выступления обнял белокожую танцовщицу).
Карьера его завершилась, когда выяснилось, что он брал взятки от продюсеров за проигрывание в эфире определенных песен. Это дело могло было сфабриковано расистски настроенными кругами, поскольку плата за подобные услуги была обычным делом, однако диджеев с более «светлыми» музыкальными вкусами полиция обошла стороной.
Итак, о фильмах.
1. «Американский воск» (1978)
Конец 70-х было временем ностальгии по 50-м, и фильмы о том десятилетии снимались очень активно (почитайте об этом материал «Пять красивых фильмов о 50-х и начале 60-х, снятых в 70-х»). И в этой картине главное – воссоздание атмосферы.
Начинается она с момента, когда Фрид приходит в свою студию, находит у себя на столе список запрещённых к проигрыванию песен и тут же ставит в эфир одну из них, Tutti Frutti Литтл Ричарда. По сюжету он бунтарь и законодатель моды. Вокруг него без конца толкутся начинающие певцы, пытающиеся произвести на него впечатление.
По жанру это музыкальная комедия. В ней сыграли сами себя герои рока 50-х: Чак Берри, Джерри Ли Льюис, Скримин' Джей Хокинс...
2. «Мистер рок-н-ролл» (1999)
Это двухчасовой телевизионный фильм, по жанру близкий к драме.
Здесь конфликты строятся в основном на столкновении расовых предрассудков. Фрид везёт цветных артистов на гастроли, но не может останавливаться с ними в одних гостиницах. В чём-то эта картина словно предваряет знаменитую «Зелёную книгу».
Создатели картины не обошли стороной и внутренних демонов диджея, намекнув на его алкоголизм (он пьёт прямо во время эфиров). Повествование здесь более связное, но не столь энергичное, как в «Американском воске».