Найти в Дзене
SpaceForYou

РД-193- последний двигатель, который США закупает у России. В чем его уникальность?

Академик Глушко создал немало потрясающих ракетных двигателей, но делом его жизни можно назвать РД-170. Именно этот агрегат является самым мощным ЖРД в мире из когда-либо созданных, а само его создание многие эксперты того врмени считали просто невозможным.

Тяга РД-170 - около 740 тонн и этот четырехкамерный двигатель создавался в первую очередь для сверхтяжелой ракеты "Энергия", а уже впоследствии был применен на новейшем носителе "Зенит". В смутные времена 90-х "Энергия" канула в небытие, а "Зенит" просто было некому довести до ума.

Однако, наследие Глушко было спасено и на базе РД-170 для американских товарищей был создан РД-180, где количество камер было сокращено в два раза, ровно настолько же сократилась тяга.

РД-180
РД-180

В 1998 году в РФ начала работы над РН "Ангара", где для двигателя базового блока планировали применить дальний предок РД-170, но уже в однокамерном исполнении. Этот двигатель получил наименование РД-191.

В 2013 году агрегат успешно прошел испытания в составе корейского комплекса "Наро-1", а в следующем году отработал два запуска в составе РН "Ангара".

Мы в Telegram

Интересующийся российской космонавтикой читатель знает, что следующего запуска "РН Ангара" пришлось ждать более 7 лет. Разумеется такое положение дел не могло устроить производителя - НПО «Энергомаш».

Кроме того, после 2014 у завода замаячила вполне реальная перспектива остаться без главного заказчика. В США активно раскручивалась антироссийская истерия и окологосударственный Boeing при всем желании не мог оставаться от нее в стороне.

-2

Однако частная космонавтика в первую очередь ориентируется на прибыль и в 2012 году частная компания Orbital Sciences Corporation заключила с НПО "Энергомаш" контракт на поставку однокамерных РД-181 (он же РД-193).

Американцы используют РД-193 в качестве двигателя первой ступени ракеты Antares, которая успешно возит на МКС грузовые корабли Cygnus.

Сегодня РД-193- это один из лучших двигателей в мире в своем классе, но как и все лучшее, он является врагом хорошего. Проблема РД-193 в его невероятной сложности. Да, у него замечательные характеристики, но на создание каждого агрегата завод-производитель тратит не менее года.

Мы на YouTube

Эти двигатели также являются многоразовыми и сертифицированы более чем на 10 кратное применение, но дорогостоящий агрегат продолжает уничтожаться после каждого запуска. Совершенно преступное расточительство.

-3

Как долго будут продолжаться закупки РД-193 из США предсказать также сложно. Известно, что у компании OSC имеется контракт на еще один запуск в 2022 году, но будет ли он продлен, учитывая более высокую стоимость пуска нежели чем у Falcon-9, неизвестно.

В будущем, РД-193 планируются использовать при запуске относительно новой ракеты Союз 2.1.в. Правда говорить о большой серии уже не приходится.