Найти тему

Дорогу — инвестициям!

В России строится транспортная инфраструктура на триллионы рублей.

Сегодня в стране строятся и модернизируются десятки портов и аэропортов, возводятся крупные дорожные развязки, эстакады, мосты, прокладываются десятки километров автострад и железнодорожных веток. В их строительстве участвует не только государство, но и крупный бизнес. Ведущие проекты этого направления — в рейтинге аналитического центра холдинга «ЕвроМедиа».

В настоящее время в России идет масштабное строительство, равного которому по размаху, пожалуй, не было в современной истории страны. Многолетний профицит бюджета, благоприятная конъюнктура на мировых сырьевых рынках и растущая кубышка в виде Фонда национального благосостояния позволили правительству вкладывать в инфраструктуру сотни миллиардов рублей. Логично и то, что делается это в разгар пандемии и сопутствующего ей экономического кризиса. Так, например, курирующий стройку заместитель председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин в своих выступлениях не раз подчеркивал, что реализация инфраструктурных проектов способствует преодолению постпандемических последствий в экономике и что именно инфраструктурное строительство может стать тем локомотивом, который потянет за собой рост во всех отраслях.

Эх, дороги. Согласно данным аналитического центра «ЕвроМедиа», крупнейшим объектом транспортной инфраструктуры сегодня является строительство скоростной автомобильной трассы Москва — Казань, входящей в мегапроект по созданию автомагистрали Европа — Западный Китай. Длина платной автотрассы, которая соединит Москву с Нижним Новгородом и Казанью, составит более 800 километров. Трасса предполагает разрешенную скорость до 130 километров в час, что позволит добираться из столицы в Казань за 6,5 часа (сейчас этот путь без пробок составляет около 12 часов). Инвестиции в данный проект составят около 639 млрд рублей, однако смета наверняка заметно вырастет. 150 млрд из этой суммы возьмут в ФНБ. Гигантская сумма довольно быстро окупится: уже озвучено, что проезд по трассе будет стоить порядка 1,6 тыс. рублей, а ведь еще существуют практически неограниченные возможности по развитию придорожной инфраструктуры. Еще в 500 млрд государству обойдется продолжение трассы М-12 от Казани до Екатеринбурга, которую президент РФ Владимир Путин поручил также завершить к 2024 году.

А вот еще один мегапроект — Центральная кольцевая автодорога — этим летом был полностью завершен. Ее полная длина в итоге составила 336 км, дорога проходит в Подмосковье на удалении в 50 км от МКАД параллельно «малой бетонке» А-107, она пересекает 13 федеральных трасс, забирая на себя значительную часть транзитного потока. ЦКАД — одна из самых современных скоростных трасс в Европе, а также первая в России «умная» дорога с развитой интеллектуальной транспортной системой и оборудованной системой взимания платы «Свободный поток» (Free flow). «ЦКАД — основной транспортный проект, он как ось нанизывает на себя все вылетные магистрали, разгружает МКАД, — отмечает Марат Хуснуллин. — Со МКАДа ушли 50 тыс. машин, нагрузка упала на 12%, сократилась аварийность, спасены сотни жизней». По словам вице-премьера, это проект мирового уровня, которым «мало какой из мегаполисов мира может похвастаться».

На суше и на море. Активно развивается портовое хозяйство, крупнейшие стройки на этом направлении — это развитие логистического комплекса Усть-Луга в Ленинградской области, новая незамерзающая гавань на cевере Индига, черноморская Тамань и целый ряд интересных проектов на Дальнем Востоке.

Порт Усть-Луга был задуман как альтернатива прибалтийским портам после развала Советского Союза. Строительство началось в 1993 году, а уже через 8 лет открылся первый угольный терминал, были построены рыбный терминал, автомобильно-железнодорожный паромный комплекс, терминалы по обслуживанию судов. Самая главная стройка прямо сейчас — терминал LUGAPORT, который возводит «Новотранс» за 38 млрд рублей. По задумке инвесторов и Минтранспорта РФ новый порт откроет морские ворота российскому экспорту и позволит отказаться от отправки отечественных грузов через Прибалтику и Финляндию. Первую очередь комплекса планируется ввести в эксплуатацию к началу 2023 года, вторую — к началу 2024 года и третью очередь — к концу 2024 года. Общий объем перевалки на терминале составит 24,3 млн тонн в год. Реализация двух других портовых мегапроектов — в Тамани и Индиге — пока идет не так бодро, однако учитывая их стратегическую важность для экономики России, можно не сомневаться, что финансирование для них вскоре будет найдено. Глава корпорации AEON (основной инвестор Индиги) Роман Троценко в начале этого года сообщил, что строительство глубоководного порта в Ненецком округе планируется начать в 2023 году. Согласно проекту, который AEON обнародовал еще 2 года назад, объем перевалки грузов в Индиге должен составить около 80 млн тонн, а основным целевым рынком будет Северо-Восточная Азия. Предполагалась перевалка коксующегося угля, древесины, удобрений, бумаги.

Проект второго этапа строительства сухогрузного района морского порта Тамань в апреле одобрила Главгосэкспертиза, он предусматривает строительство инфраструктуры для приема судов дедвейтом до 150 тыс. и мощностей по перевалке до 80,44 млн тонн в год. Ранее в Тамани были построены комплексы по перевалке сжиженного газа, нефти и нефтепродуктов мощностью 20 млн тонн в год и более 200 км железнодорожных путей.

В ходе первого и второго подэтапов будущего инвестпроекта планируется создание терминалов металлогрузов, нефтепродуктов и минеральных удобрений, а также зернового, угольного, контейнерного терминалов, строительство путей и инфраструктуры железнодорожной станции Портовая, прокладка подъездных железнодорожных путей, дороги на территории сухогрузного комплекса. Порт будет интегрирован в международный транспортный коридор «Север — Юг» и дополнит портовые мощности в Азово-Черноморском бассейне, а также, как рассчитывают в правительстве, оттянет на себя часть грузооборота соседних стран и поспособствует укреплению хозяйственных связей материковой части страны и полуострова Крым.

25 инвестиционных проектов в сфере транспортной инфраструктуры, реализуемых в России