Найти тему
Магия кино

Визуальные эффекты «Дюны». Часть 1: Хромакей цвета песка

Мы начинаем большую серию материалов, посвященную визуальным эффектам картины Дени Вильнева «Дюна». Съемки фильма проходили на локации в Иордании и в павильонах студии at Origo Film Studios в Будапеште. VFX супервайзером картины был Пол Ламберт, дважды лауреат премии «Оскар» – за фильмы «Бегущий по лезвию 2049» и «Человек на луне».

Именно он придумал применить хромакейные панели песочного цвета вместо зеленых или синих, которые бы отбрасывали рефлексы нежелательного оттенка на лица актеров и реальные элементы декорации. Особенно критично это было для сцен с металлическими или стеклянными элементами окружения.

Цвет был найден во время весьма интенсивного периода исследования. «Мы смешивали цвета и красили ткани и дерево, а потом и металлические части, – говорит Пол Ламберт. – Так что, тестирование было весьма длительным. Мы обнаружили, что на ярком солнце в определенные часы он слегка теряет в насыщенности. Так что, тут были свои проблемы со съемкой в определенное время дня, но мы эти задачи решали».

Это значит, что часть элементов пришлось бы ротоскопить из съемочного материала, но этот подход очень помог с вписыванием объектов в новый пейзаж – потому что границы вырезанного изображения хорошо сливались с песочным окружением. Кроме того, любой ровный цвет можно превратить в хромакей, так что, песочный на самом деле работает не хуже синего или зеленого.

«Я не люблю видеть четкие края элементов, выделенных из хромакея, – говорит VFX супервайзер студии DNEG Тристан Майлс. – В данном случае у нас был край, который помогал вписывать все в новое изображение бесшовно».

«Мы хотели получить как можно больше фотореалистичных элементов, – продолжает Пол Ламберт. – И мы не собирались использовать виртуальную камеру совсем, она выдает «цифру». Вся картинка должна быть абсолютно реалистичной».

Подготовительный период фильма длился полгода, за это время команда обсудила множество вариантов съемки. Например, некоторое время раздумывали, стоит ли использовать светодиодные экраны, ведь оператор-постановщик картины Грейг Фрейзер снимал первый сезон «Мандалорца», а Пол Ламберт сделал «Человека на Луне». Но известно, что экраны не позволяют имитировать яркий солнечный свет, поэтому от них пришлось отказаться. На фоне LED экрана была снята одна сцена, которая в фильм в итоге не вошла.

Также обсуждалось использование макетов, которые отлично сработали на «Бегущем по лезвию 2049», но это значило бы удвоение работы: для воссоздания частей сцен все равно понадобилась бы компьютерная графика. И это означало – повторение макета в CG. И удвоение бюджета. Из соображений экономии решили использовать только CG.

-2

Еще до начала съемки Ламберт отправил на локацию команду лидарного сканирования. Они получили сканы будущего места расположения Аракина не только с земли, но и с воздуха. А город и орнитоптеры потом были вписаны в этот пейзаж.

Для съемки полетов на орнитоптерах кабину летательного аппарата поместили на гимбал и расположили на самой высокой возвышенности Будапешта. Вокруг разместили воронку из песочного хромакея высотой 7,6 метра. Так солнце, отражаясь от этого полотна, давало правильные рефлексы и подсвечивало кабину светом нужного цвета. Орнитоптер – это, по сути, стеклянная ваза, с отражениями и преломлениями.

-3

«Когда Грейг снимал людей внутри орнитоптера, – продолжает Ламбер. – Он фокусировался на одном актере. Все остальное оставалось в расфокусе, и казалось, что мы и правда в пустыне».

Кстати, кадры пролетов снимали шестью камерами с вертолета в ОАЭ, заодно получили отражения и преломления, которые были нужны для стекол кабины орнитоптера.

-4

-5

В создании плейтов участвовала вся творческая команда картины: художник-постановщик Морис Верметт старался строить декорации так, чтобы освещение создавало нужную атмосферу. Снимать такие сцены можно было только в определенное время дня и не более двух часов за раз, потом солнце уходило. Отснятый материал считался чуть ли не священным, а знакомое всем выражение «Пофиксим на посте» было забыто.

Глаза

В фильме более 2000 VFX шотов, и во многих из них требовалось сделать глаза фременов синими. В книге они описаны, как синие глаза без белков. Но кинематографисты не решились показать их, как описано у Герберта. И Линч в свое время, и Вильнев отказались от этой идеи, оставив фременам человеческие глаза, просто подсинив их. В новом фильме этот эффект сделан собственной VFX командой проекта.

-6

Эффект посинения подстраивался индивидуально под каждого актера. Карие и голубые глаза обрабатывались по-разному, чтобы зритель видел разницу цвета глаз оригинальных актеров. Дизайн этого эффекта потребовал длительной разработки, пока Дени, наконец, не утвердил его. Потому что эффект состоял не в простом «закрашивании» всего глаза одинаково синим – белки и радужка обрабатывались по-разному и эффект содержал определенные детали. Плюс эффект должен был настраиваться в зависимости от ракурса камеры и освещения персонажа. Или если персонажи недавно оказались под влиянием спайса и их глаза еще не успели окраситься окончательно, окрашивание было другим. Иными словами, этот эффект не должен быть одинаковым для всех.

Продолжение следует…

#vfx #visual effects #спецэффекты #визуальные эффекты #дюна