1. Мотив дороги в русской литературе известен еще с Древней Руси. Он был всегда наполнен общественно значимым смыслом.
2. В ХV веке путешественники для установления торговых связей совершали дальние плавания – хождения. Тверской купец Афанасий Никитин первым из европейцев достиг Индии и составил описание путешествия, целью которого было расширение торгового дела. Во время длительного хождения А. Никитин и его соратники испытали ограбление, пленение и подверглись большой опасности еще и из-за христианской веры.
Книга «Хождение за три моря» насыщена наблюдениями о политическом устройстве, экономике и культуре других стран. А. Никитин описывает красоту южной природы, богатство землевладельцев и бедность сельского населения, нравы и облик жителей Индии.
Тяжело стало А. Никитину на чужой стороне. Он грустил по христианской вере и признавался в «Хождении…», что любимую веру он не оставил. Он писал, что книг у него не было. В Индостане кругом война. Жизнь там очень дорогая.
Как купец Афанасий Никитин не добился успеха. Надежды на торговую выгоду не оправдались. Наконец, он выбрал путь домой — через Персию к Чёрному морю. Но не добрался до дома – умер под Смоленском. Благодаря его спутникам, московским купцам, его рукопись сохранилась.
«Хождение…» было первым русским произведением, в котором описывалось торговое путешествие и которое было наполнено личными впечатлениями. Хотя и недостаточно просвещенный человек, но обладающий природным даром рассказчика, смелый и предприимчивый купец, Никитин рискнул расширить масштабы торговли. В средневековом мире такой поступок был очень опасным, так как иноземная вера в те времена везде встречалась недружелюбно.
3. Одним из писателей ХVIII века, который использовал мотив дороги для того, чтобы раскрыть глаза представителям самодержавной власти на судьбу крестьянства, был А.Н. Радищев.
Не увеселительные путешествия дворянина по России и по Европе, а судьба самых беззащитных людей стала интересом всей жизни писателя А. Радищева. Своей книгой он опроверг утверждение Екатерины II о том, что «лучшей судьбы наших крестьян у хорошего помещика нет во всей вселенной».
Своеобразна форма книги "Путешествие из Петербурга в Москву" – казалось бы, безобидные путевые заметки, которые вначале даже цензура приняла за невинные записки путешественника, останавливающегося на станциях от Петербурга до Москвы. Главы так и названы в соответствии со станциями.
В главе «Любани» путешественник описывает встречу с крепостным, который вынужден все шесть дней недели работать на барщине. Чтобы обеспечить пропитанием свою семью, он трудится и в праздники, и в лунные ночи. Крестьянин мечтает о том, чтобы с него брали оброк. После увиденного оставшись наедине с собой, путешественник размышляет о том, что «жестокосердые» помещики должны серьезно бояться крестьян.
В главе «Пешки» дает картину крестьянской нищеты. Читатель видит тесную избу, которая отапливается по-черному, жалкую крестьянскую одежду. Пища крестьян – хлеб, в котором совсем мало несеяной муки. Большая часть – отходы при молотьбе. Сахар для них – «боярское кушанье».
Особое место в книге занимает глава «Спасская полесть», в которой Радищев обличает самодержавную власть. Путешественник видит сон, что он царь. Придворные восхищаются им. Появляется скромно одетая женщина Истина и снимает пелену с глаз царя. Так он узнаёт, каков он на самом деле и каковы его придворные.
Безотрадные путевые впечатления Радищева, убедившегося в социальном неблагоустройстве общества, оставили глубокую рану в сознании и сердце писателя. Такому путешественнику, действительно, не просто интересно, а важно было знать обстановку в стране. Радищев, придерживающийся революционных взглядов, нашел в себе силы страдать за народ. Форма путешествия помогла ему выразить свои убеждения.
4. Молодой писатель Николай Карамзин, живший в ХVIII веке, отправился в путешествие по Западной Европе. Результатом этой поездки стали "Письма русского путешественника", которые Карамзин адресовал друзьям. Этим писатель подчеркивал непосредственность записей своих впечатлений в пути.
С петровского времени перед обществом злободневно стоял вопрос о взаимоотношении России и Запада. О Западе русские люди знали мало. Запад о России знал и того меньше.
Карамзин осознавал свой долг писателя преодолеть это взаимное незнание. Его "Письма русского путешественника" открывали Запад широкому русскому читателю и знакомили Запад с Россией.
В «Письмах…» Карамзин сообщал множество объективных сведений и фактов, просвещал, воспитывал. Особенно подробно излагались собственные впечатления о Лейпциге и Берлине, Париже и Лондоне. Круг интересов русского путешественника широк: он посещает лекции знаменитых профессоров, участвует в народных уличных гуляньях, проводит дни в знаменитой Дрезденской галерее, подробно рассказывая о картинах великих европейских художников, внимательно изучает жизнь крестьян в Швейцарии, стремясь понять, что определяет их благополучие, их процветание. Встречаясь с западными деятелями науки, культуры и литературы, он не только расспрашивал, но и рассказывал с России, о ее истории, о ее культуре и литературе.
Все сообщенное путешественником заставляло русского читателя сопоставлять с известными ему порядками, с образом жизни у себя на родине, сопоставлять и думать о русских делах, о судьбе своего отечества.
Своими «Письмами…» Н.М. Карамзин учил ценить достижения человеческого ума, культуру людей разных наций, понимать жизнь и обычаи других народов и любить свою родину.
5. Дороги всегда связывали разные местности друг с другом. Они становились чрезвычайно важными в годы тяжелых испытаний. В нашей истории есть немало страниц, которые рассказывают о том, как одни соотечественники спасали других соотечественников. И помогали им проложенные ими же опасные, но спасительные дороги.
В годы Великой Отечественной войны через Ладожское озеро к блокадному Ленинграду появилась дорога. О ней рассказал в книге «Дорога жизни» писатель Н. Ходза.
Разведчики намечали вешками направление дороги. Сильный ветер валил вешки. Фашистские истребители бомбили ещё только что зарождавшуюся дорогу. Но солдаты не отступали: они замеряли глубину озера и толщину льда. Сначала пустили конные обозы, потому что лед был еще слабый. Вскоре по санному следу пошла первая колонна автомашин. Зимой по льду через Ладожское озеро перевозили продовольствие, а обратно вывозили ленинградцев и раненых солдат. Впоследствии ленинградцам объявили о прибавлении нормы выдачи хлеба, и они воспрянули духом.
Немцы систематически обстреливали дорогу. Но бойцы ремонтных батальонов и шоферы с риском для жизни мужественно продолжали работать на Дороге жизни. Известно, что на ней и погибали, в том числе и мирные жители. Но советские люди понимали, что бороться с врагом ленинградцам станет легче и что они спасают своих соотечественников.
6. В разные эпохи, в разные времена года, на конкретной территории, с определенной целью люди, совершая хождения, путешествия, экспедиции, походы, поездки, узнавали мир, искали новые торговые пути, защищали других. Дороги, которыми прошли предки, и деяния людей становились известными и памятными.
Какими бы ни были дороги – фронтовыми или мирными, полевыми или лесными, проселочными или городскими, горными или степными – каждая из них дорогà и памятна какому-либо человеку, группе людей или целой стране.
**
У нас есть интересные тесты на канале Знать мир на пять. Проверяйте знания, постигайте новое, не останавливайтесь на достигнутом. Ведь мир безграничен и полон загадок и любит тех, кто стремится постичь неизвестное!
Тематика тестов:
Кто такой?
Что такое?
Разные темы
Литература
Русский язык
Ударение
Фразеологизмы
Автор мысли
Страны мира
География России
Женщины мира
О любви
Жизнь замечательных людей
Лишнее слово
Лишняя картинка
Животные
Овощи. Фрукты. Ягоды
Символы. Знаки
Танцы
Цветы
Пословицы
Загадки