Найти тему
Катехизис и Катарсис

Вам стоит прочитать эти книги. Совет историка

Сегодня художку рекомендует один из тех авторов, что способны в одиночку заполнить наш канал статьями на неделю, увлекательного как про Красную армию, так и про её идеологических противников и вообще человек, который регулярно доказывает, что архивы и документы - источник увлекательнейших историй.

MUST-READ ПО ВЕРСИИ НИКИТЫ БАРИНОВА

Все побежали - и я побежал.
Списочек рекомендуемого худлита.

1.Иван Ефремов. “Лезвие бритвы”.
Пожалуй, моя любимая книга, наиболее полно раскрывающая мировоззрение автора. Пускай гипотезы, озвученные в книжке не подтвердились, но, как мне кажется, это не сильно вредит книжке. Обсуждение вопросов “что такое красота”, “что такое гармоничный человек и зачем нужна эта гармония” очень интересны. И совсем редко эти вопросы рассматриваются с точки зрения эволюции. А Ефремов как-никак палеонтолог, он может кое-что интересное сказать по этой теме. Правда, палеонтология а 60 лет изменилась до неузнаваемости. Да и личный опыт у него богатый. Так что интересно почитать и про пауков в банке научного сообщества и про прогрессивные методы выбивания себе места на последнем пароходе во время геологической экспедиции в Сибири. Пожалуй, я несколько коряво описал книгу, но её правда трудно описать. Сюжет вроде бы авантюрного романа, но в нём не это главное. Главное - как раз идеи Ефремова.

2.Аркадий и Борис Стругацкие. “Хищные вещи века”.
Как ни странно, крайне малоизвестная книжка. А ведь книга пророческая. В чём суть? В некой райской курортной стране обнаруживается распространение некого наркотика. Туда посылают специального человека разбираться, что это за наркотик, и он выясняет, что ситуация страшная. А именно, народ на этом курорте сходит с ума от пресыщенности, пьёт, устраивает смертельно опасные игры, и новый наркотик, который не совсем наркотик, пришёлся очень к месту. В общем, общество потребления, как оно есть, разве что несколько заострили. Мда, падение интереса к книжкам тоже предсказано. Всё это традиционно с блестяще прописанными характерами, читается очень легко. Минус книги (как и всего творчества АБС) в том, что никаких путей выхода из ситуации даже не предлагается. В отличие от Ефремова, к слову. Тот как раз старался всегда предложить, что делать.

3.Стивен Кинг “Оно”.
Я очень люблю Кинга. Но если другие его называют королём ужасов, то я люблю его не за это. Пожалуй, именно эта книга лучше всего демонстрирует его сильные стороны. Во-первых, описание быта. Всё-таки Америка сильно иной мир, чем Россия. И то, что для жителя оклахомщины банальности, для нас экзотика. Ну и вообще, понимать, чем живут американцы, интересно и может быть даже полезно. А у Кинга эта тема всегда раскрывается. Из радио доносятся звуки песен, по ТВ крутят шоу, где-то рядом проводятся праздники, играют в бейсбол, покупают еду и едят в забегаловках. Чувствуешь мир. Ну и характеры главных героев. Они не картонные, у каждого есть свои причины, обусловливающие поступки, у каждого есть тараканы, скелеты в шкафу. И самое прикольное - наблюдать как главные герои борются не с выдуманным клоуном, а со своими детскими и недетскими проблемами и страхами. Отдельно доставляет коротенький эпизод с обучением одного из главных героев в ВУЗе литературе, когда он вместо заумных абсурдистских пьес начал писать популярные фантастические рассказы, через что приобрёл ненависть сокурсников. Ну а потом бросил обучение, ибо осознал его ненужность. Из минусов приходится отметить традиционно для Кинга слитую концовку (он сам про это шутил, кажется, в этой же книге).

4.Мельников (Печерский) “В лесах” и “На горах”.
Возможно, читатель уже заметил мою любовь к необычным сеттингам. Да, да, авторы скукоты про маленького человека и страдание интеллигенции идут нахрен. Неинтересно. А много ли написано о предпринимателях из старообрядцев? Хотя нет, я немножко лукавлю. Там не только про предпринимателей, хотя тема погони за богатством - одна из важнейших. Ещё и про упоротых фанатиков-монахинь, тоже из старообрядцев. И про жуликов-авантюристов. Тоже из старообрядцев. И про совсем уж сектантов-хлыстов, у которых свой лунапарк. Надо сказать, что сначала меня эту книгу бабушка почти заставляла читать. Уж очень язык специфический (закос под старину, да и сам язык во время написания её был иным), да и какое мне дело до всех этих страданий заволжских крестьян? Но потом я привык и получил в итоге огромное удовольствие. Не только потому, что описание незнакомого быта (да, гурманам читать обязательно), но и потому, что понятия не имеешь, что случится дальше. Это у всяких Достоевских по-любому впереди страдание, а тут понятия не имеешь, начнётся ли на следующей странице плутовской роман или муки выбора главной героиней между любовью и скитом, а может вообще начнётся такой хоррор, что автор вышеупомянутой книги нервно курит в сторонке. Высоколобые критики, как водится, считают это недостатком, мол жанр непонятный, книга неровная. Но пусть идут они туда, где уже тилихенты примостились.

5.Шолохов “Тихий дон”.
О чём эта книга, рассказывать даже не стоит. Но хоть жанр эпопеи любим нашими и не только нашими писателями, эта великая книга стоит особняком. Во-первых, главный герой не Мэри Сью. Если Вам кажется, что для лучшей литературы это редкость, попробуйте почитать Сенкевича. Я попытался и не смог. Ну да, Григорий Мелехов амбидекстр, но он не раскидывает врагов одной левой. Но главное - в книге показывается “как это работает”. Мотивация героев прописана хорошо, они совершают действия не потому, что “надо же соблюдать хронологию”, а под влиянием вполне очевидных из книги причин. Отлично показано, почему фронтовики-казаки поддержали революцию. Отлично показано, почем они же потом пошли против неё. И опять же показано, кто и почему всё-таки не пошёл против революции. Ну и почему в конечно итоге белое дело не могло ничем хорошим закончиться, тоже рассказано. И всё это без опять же традиционного деления на “хороших” и “плохих”. Зверства красных показаны, как и зверства белых. Механизм подъёма и неизбежного падения “зелёных” тоже прекрасно описан. Да, ещё у Шолохова в активе (в отличие от Фурманова, к слову!) есть Анка-пулемётчица и шикарное описание бойни на Стоходе. Мрачное описание последнего меня привело в полный восторг. Я практически уверен, что тут его какой-то военспец консультировал.

6. Некрасов “В окопах Сталинграда”
Ну это просто рай любителя военной истории. Не про каждую художественную книжку на Тактикал Медиа показывают фотографии, объясняя, что вот он, тот самый подбитый танк, что пытались захватить герои книги. Ну и галерея портретов. Почти каждый герой имел своего реального прототипа. В плане показа механики боевых действий - бесподобно. Сравнима только следующая книга.

7. Бек “Волоколамское шоссе”.
Книга про настоящих героев-панфиловцев. Тут просто случилось комбо - к талантливому командиру и рассказчику Момыш-Улы зашёл талантливый писатель. И получилась книжка, которую многие считают вообще лучшим описанием боёв в литературе. Почему лучшее? Опять же, потому что отлично разъяснено, что и как работает. Чтобы войска не разбегались кто куда, надо в тылу готовиться. Убийственные марши в жару и через махорочные поля, от которых люди падают. Многочисленные стрельбы. Изучение личного состава. Кто чем силён, кто может подвести. И вот тогда шансы на успех есть. Но только шансы. А сумеет ли командир их реализовать - зависит от него и от противника. Потому надо всё время думать. А как противник поступит? А что можно предпринять на его возможные действия? А чем он ответит? И всё равно в ход событий вмешиваются “случайности” в виде паники или наоборот неожиданного успеха. И снова всё зависит от командира. Панику надо давить жёсткими методами, но при этом не забывать показывать бойцам личный пример. Возможности максимально использовать и даже в отчаянной ситуации не терять холодную голову и действовать максимально рационально...а это сложно, когда вокруг туман войны.

8. Толстой “Воскресенье”.
Неожиданный переход от белоснежных полей под Москвой к залу суда в Перебурге, правда? Но книжка действительно хороша! Мне нравится Ефремов за то, что он мыслитель и по той же причине я высоко ценю Толстого. Он вообще оригинальный ум. Из довольно банальной истории о том, как молодой аристократ поразвлекался с девушкой “из простых” и что из этого часто получается, Толстой смог сделать обвинительный приговор многим институтам общества. Тут и по суду проехались и по лицемерной аристократии и ФСИНу тогдашнему досталось. Нет, набутыливанием тогда вроде бы не занимались или по крайней мере графу не рассказывали, но описание марша заключённых жуткое. А потом оказывается, что это описание срисовано с реального случая. И самому принципу тюрем тоже досталось. Не могу сказать, что предлагаемый Толстым способ мне кажется хорошим, но задуматься заставляет.

9. Пушкин “Капитанская дочка”
Что может отбивать любовь к литературе лучше, чем школьная программа? Классики пишут там про всякие давно забытые проблемы давно умерших людей и всё это приправляется тяжеловесным “зелёные занавески символизируют страдание народа” скучнейшей Марьиванны. А потом начинаешь лет через 20 перечитывать и удивляешься. Вау! Да это ж просто прекрасно написано. Язык-то какой! Ай да Пушкин, ай да санофзебич! И опять же не это главное. Поднимаются проблемы, которые никуда не исчезнут, наверное, никогда. Например, “что делать, когда шансов победить нет, а поражение означает катастрофу - моральную или физическую”. Согласитесь, это с нами всегда. И опять же, с делением на “хороших” и “плохих” всё не просто. Тот же Гринёв представляет собой типичного “малолетнего дебила”(с). А показать чинившего жуткие зверства (за подробностями обратитесь к некому А.С.Пушкину с его “Историей пугачёвского бунта”) Пугачёва иной раз не лишённым благородства - это сильный ход. Для представителя высшего света 19 века - особенно. Ну и, наконец, кто нам опишет, чем жили мелкопоместные дворяне конца 18 века на задворках Империи?

10. Булгаков “Записки юного врача”.
Помните, я в начале говорю, что Кинга не за ужасы люблю? Вот вам настоящий хоррор! Все эти саблезубые клоуны, самовыкопавшиеся Черчилли (без бревна) и прочие чёрные человеки (чьи жизни не имеют значения) - фигня по сравнению с жизнью врача вдали от цивилизации. Мир, в котором в тревожный чемоданчик входит всего несколько простейших лекарств, приборов и обязательный браунинг куда опаснее штата Мэн. Что такое дети кукурузы в сравнении с голодными волками? Настоящий страх пробирает, когда представляешь врача, который работает с тяжёлым пациентом по книге, потому что таких случаев пока не случалось. Пробирает до костей от описания сифилиса и отношения к нему населения (мда, ничего не меняется, посмотрите на антипрививочников). Но самый жуткий рассказ, конечно - это “Морфий”. Вот герой пытается справиться со смертельной зависимостью, ему даже кажется, что у него получается. Жуть как раз в том, что ты с самого начала знаешь, чем всё закончится.
И на этой весёлой ноте я с вами прощаюсь!