Найти в Дзене
Сайт Авиационной Истории

Советская авиация на ретрофотографиях. Выпуск 17

Подборка фотографий Советской авиации.

1. Погрузка багажа в Ту-104

Ту-104 Ставропольский край, Минеральные Воды, 1963 год. Фотография ©  П. Махонский, из фондов Ставропольского государственного историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве
Ту-104 Ставропольский край, Минеральные Воды, 1963 год. Фотография © П. Махонский, из фондов Ставропольского государственного историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве

Механизированная загрузка багажа пассажиров в самолет Ту-104 в аэропорту Минеральные Воды в 1963 году. С тележки багаж по транспортеру поступает в самолет. Главным героем фотографии является аэродромный транспортер АТ-2 на шасси ГАЗ-69. Он был разработан в Московском НИИ ГВФ и передан для производства на Рижский опытный завод №85 в 1950-х годах. На заднем плане виден младший брат Ту-104 – самолет Ту-124.

2. Капитальный ремонт самолетов Ту-154Б-2

Ту-154Б-2 Ставропольский край, Минеральные Воды, 1980е года. Фотография из фондов Ставропольского государственного историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве
Ту-154Б-2 Ставропольский край, Минеральные Воды, 1980е года. Фотография из фондов Ставропольского государственного историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве

Капитальный ремонт самолетов Ту-154Б-2 на авиаремонтном заводе №411 ГА в Минеральных Водах. АРЗ №411 с 1979 года приступил к проведению капитального ремонта самолетов Ту-154. Первым самолетом Ту-154, прошедшим на нём капремонт в 1979 году, стал Ту-154Б с бортовым номером СССР-85154.

3. Самоходный подвижный трап СПТ-104 и Ил-18Б СССР-75709

СПТ-104 и Ил-18Б СССР-75709 Ставропольский край, Минеральные Воды, 1963 год © П. Махонский. Фотография ©  П. Махонский, из фондов Ставропольского государственного историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве
СПТ-104 и Ил-18Б СССР-75709 Ставропольский край, Минеральные Воды, 1963 год © П. Махонский. Фотография © П. Махонский, из фондов Ставропольского государственного историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве

Самоходный подвижный трап СПТ-104 на фоне самолета Ил-18Б СССР-75709 в аэропорту Минеральные Воды в 1963 году. СПТ-104 был разработан для обслуживания авиалайнеров Ту-104 с посадочной площадкой на высоте 4,1 метра. Он оснащался электроприводом задних колес и всех агрегатов от аккумуляторов и четырьмя выдвижными опорами для обеспечения устойчивости всего агрегата. Водитель размещался под трапом и управлял обычным рулевым колесом.

Самолет Ил-18Б СССР-75709, 1959 года выпуска, с 1960 по 1979 год эксплуатировался в Таджикском ТУ ГВФ в Душанбе. 3 марта 1979 года самолет был передан в Ульяновскую ШВЛП, где менее чем через год – 18 января 1980 года был списан по отработке общего срока службы.

4. Визит в Ставрополь делегации из Чили на самолете Ил-18

Ил-18 Ставрополь, 1971 год. Фотография из фондов Ставропольского государственного историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве
Ил-18 Ставрополь, 1971 год. Фотография из фондов Ставропольского государственного историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве

Встреча делегации из города-побратима Темуко в аэропорту Ставрополя в 1971 году. В центре мэр Темуко Г. Беккер. Делегация прибыла на самолете Ил-18. На левой плоскости крыла самолета видно часть бортового номера «7572». Вероятнее всего на фотографии один из самолетов Ил-18 Московского транспортного управления гражданской авиации (МТУГА) СССР-75721 или СССР-75728.

5. Медработники и самолеты Ан-2 в Краснодарском крае

Ан-2Р СССР-32589 Краснодарский край. Фотография © Е.И. Шулепов, из фондов Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника им. Е.Д. Фелицына
Ан-2Р СССР-32589 Краснодарский край. Фотография © Е.И. Шулепов, из фондов Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника им. Е.Д. Фелицына

Группа медработников выполняющих санитарное задание с применением авиации на одном из аэродромов Краснодарского края. На переднем плане легендарный автомобиль скорой медицинской помощи РАФ-22031 с гос. номерами Краснодарского края. По центру кадра виден самолет Ан-2Р СССР-32589, который эксплуатировался в Северо-Кавказском УГА с 1969 по 1984 год.

На заднем плане любопытный самолет, реактивный сельскохозяйственный самолет PZL M-15 «Belphegor», разработанный и производившийся в Польше в 1970-е годы по заказу СССР. Он остаётся единственным в мире реактивным сельскохозяйственным самолётом и единственным в мире реактивным бипланом.

В Северо-Кавказском УГА такие самолеты эксплуатировались в Пятигорском и Майкопском авиаотрядах. Кроме Северного Кавказа, «Belphegor» летали еще в Полтаве, Запорожье и Воронеже. Вероятнее всего фотография была сделана в Краснодаре, во времена испытаний самолета PZL M-15 «Belphegor» во ВНИИ ПАНХ ГА.

6. Приморские геологи на вертолете Ми-4А СССР-66931

Ми-4А СССР-66931 Приморский край, ноябрь 1968 года. Фотография © Николай Алексеевич Назаров, из фондов музея истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева
Ми-4А СССР-66931 Приморский край, ноябрь 1968 года. Фотография © Николай Алексеевич Назаров, из фондов музея истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева

Приморские геологи ведут воздушную геофизическую разведку с вертолета Ми-4А СССР-66931 в ноябре 1968 года. Данный вертолет эксплуатировался в Дальневосточном УГА с 1960 по 1980 год, пока не был списан 13 февраля 1980 года по отработке назначенного ресурса. Вертолет изначально был в зеленых цветах, позже при очередном капитальном ремонте вертолет обрел серо-красные цвета.

7. Як-40 СССР-87645 в Енисейске

Як-40 СССР-87645 Красноярский край, Енисейск, 1970е года. Фотография из фондов Енисейского краеведческого музея им. А.И. Кытманова.
Як-40 СССР-87645 Красноярский край, Енисейск, 1970е года. Фотография из фондов Енисейского краеведческого музея им. А.И. Кытманова.

Як-40 СССР-87645 на летном поле Енисейского аэропорта. На заднем плане на заснеженных стоянках аэропорта видны самолеты Ил-18 и Ан-24. Наш Як-40 СССР-87645 летал в Красноярском УГА с 1971 года. После распада СССР самолет достался авиакомпании «Черемшанка», где он эксплуатировался до 2001 года.

8. Ил-18В СССР-75879 в Омске

Ил-18В СССР-75879 Омск. Фотография из фондов Омского государственного историко-краеведческого музея
Ил-18В СССР-75879 Омск. Фотография из фондов Омского государственного историко-краеведческого музея

Самолет Ил-18В СССР-75879 в Омском аэропорту. Этот Ил-18, в 1963–1968 годах летал в правительственном 235 ОАО ГУ ГВФ, в 1968–1976 годах в Дальневосточном УГА, в 1976–1979 годах в Азербайджанском УГА, в 1979–1982 годах в Казахском УГА. После списания самолет установили на вечную стоянку в городе Чимкент (в настоящее время Шымкент). До наших дней авиалайнер не сохранился, в 2007–2008 годах он был демонтирован и утилизирован.

9. Ан-12Б СССР-11114 в аэропорту Салехарда

Ан-12Б СССР-11114 Салехард. Фотография © И.И. Сычев, из фондов Ямало-Ненецкого окружного музейно-выставочного комплекса имени И.С. Шемановского
Ан-12Б СССР-11114 Салехард. Фотография © И.И. Сычев, из фондов Ямало-Ненецкого окружного музейно-выставочного комплекса имени И.С. Шемановского

Погрузка груза в Ан-12Б СССР-11114 в аэропорту Салехарда. На заднем плане виден самолет Ан-2. Погрузка груза осуществляется с грузовика ЗиЛ-157, мимо самолета проезжает ГАЗ-66. Сам самолет Ан-12Б СССР-11114 с 1971 года летал в Коми УГА. После развала СССР, самолет полетал в Африке, России и закончил свои дни в Казахстане.

10. Прототип сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144 в Болгарии

Ту-144 СССР-68001 Болгария, София, сентябрь 1971 года. Фотография из фондов Тверского государственного объединённого музея.
Ту-144 СССР-68001 Болгария, София, сентябрь 1971 года. Фотография из фондов Тверского государственного объединённого музея.

А.Н. Туполев возле трапа прототипа сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144 СССР-68001 с представителями Общества Советско-Болгарской дружбы. Самолет Ту-144 СССР-68001 6–14 сентября 1971 года демонстрировался в Болгарии в Софии. Тогда впервые был выполнен зарубежный полет на сверхзвуковой скорости (время полета Москва – София 1 час 19 мин, время полета София – Москва 1 час 11 мин).

© Юрий Дорошенко

Продолжение следует...