Предупреждение: данный материал содержит описания психотипов героев фильма, интерпретацию их действий и их реакций на основании личного взгляда автора и его понимания психологии, так что оный психологический анализ может вызвать неприятные эмоции у некоторых читателей, не имеющих предрасположенности к копанию в глубинном психологическом обосновании смысла человеческих поступков.
1 часть "Начало" | 2 часть "Качели для Тоси" | 3 часть "Психологические защиты Фили Егорова и древесный нарциссизм Ковригина" | 4 часть "Психологическая травма Ильи Ковригина" | 5 часть "Анфиса против всех" | 6 часть "Спрячьте меня за плинтусом" | 7 часть "Признание Анфисы. Девчата на распутье" | 8 часть "Цирк приехал" | 9 часть "Любовь и ложки" | 10 часть "Дизлайк" | 11 часть "Слезы Анфисы"| 12 часть "Качели для Ковригина" | 13 часть "Финальная загвоздка"
Сцена 15. Да не одна трава помята, помята молодость моя...
Все куда-то собираются. За Анфисой пришёл Вадик и увёл ее в неизвестном направлении. Полезное применение Тосиной гиперактивности (обратной стороны сильнейшей агрессивности) наконец найдено: ей вручили швабру с ведром. Транформация хаотичной энергии в полезную работу по натиранию пола у Тоси сочетается с безошибочным угадыванием входящих в избу мужчин по звуку их шагов. Угадала она даже шаги Вадима, с которым все познакомились совсем недавно.
Ксаныч тоже угадан Тосей, поприветствован всеми и посажён Надей за штопание. Настала очередь Саши-морячка: Тося опознала и его походку.
Оказывается, приехали артисты из области и намечена широкая увеселительная программа. И весь посёлок (кроме одной Мамверы) уже закупился билетами в клуб. Катя красуется в новом платье для танцев и Тося дает ей на вечер свою брошку, специально приберегаемую для особых случаев.
Наконец пол помыт и Мамвера зовёт Тосю заниматься химией. Тося садится и начинает воодушевленно нахваливать Мамверу и ее ответственное отношение к учебе. «Мамвера, ты герой!» - произносит с чувством Тося, но на самом деле это просто проявление уже знакомой читателю по Фильке Егорову (из 3 части этого разбора) психологической защиты «реактивное образование». Это когда неосознанно меняется знак выражаемой эмоции на противоположный для того, чтобы эмоция стала приемлемой и разрешённой к выражению. Вместо накопившегося сильнейшего раздражения и злости на Мамверу и ее одержимость учебой (проявление каковой эмоции грозило бы неминуемым скандалом), Тосина психика выдаёт противоположные по знаку, но сходные по силе эмоции: восторг и восхищение «героизмом». Немного позже в этой же сцене мы увидим истинное отношение Тоси к учебе уже без защитных искажений.
Раздается стук в дверь и Тося на этот раз проявляет замешательство: она, несомненно, угадала пришедшего, но не решается поверить своим чувствам: неужели это Он?! Да, все верно: это Илья принёс билеты на представление. Джек-Пот! Тося стремительно отбирает брошку у Кати и заимствует духи со столика Анфисы:"на удачу". Тося с упоением входит в новый для нее и столь манящий образ соблазнительной женщины, снова активированный сегодняшним приходом к ней Ильи и приглашением ее на танцы.
Мирно и тихо оставить Тосю дома девчатам не удалось. Уговоры не помогают: остановить Тосю - означает загасить разгоревшийся в ней азарт наслаждения силой своих недавно освоенных женских чар. Силовые методы девчат по тушению Тосиного пожара переключают Тосину психику на симметричные ответные действия и она отчаянно разит направо и налево, ведь дело касается защиты столь ресурсного для нее состояния. «Вот вы какие!!! Завидуете моей женской удаче!». Достаётся и Мамвере с ее идиотской учебой. Попался бы под руку Ксаныч - получил бы и он.
Девчата срочно применяют план Б: дружно блокируют выход на улицу и рвут билет. Когда Тося рвётся в форточку, призывая Илью освободить ее, уничтожают последнюю надежду: «Он на тебя поспорил!».
Такого Тося не ожидала. С обращением Ильи во врага она вдруг резкой болью в груди ощутила всю тяжесть смертельной травмы еще недавно столь ресурсного для себя состояния соблазнительной и грациозной дамы. Она была ему нужна не потому, что она привлекательна и интересна! Ему была нужна победа над Филей в споре, вот и все! С помощью Ильи и Анфисы она так старательно взращивала свой чарующий женский образ, и вот теперь главная опора этого образа в виде Ильи ускользает из под ног.
Сцена 16. План Гастелло
Образ успешной соблазнительницы рушится, угасает и напоследок в яростной агонии пытается утянуть за собой во мрак бездны как можно больше тех, кому он «обязан» своим падением. Под ударом добропорядочные спорщики-шапковладельцы Илья и Филя. Тося на лету разрабатывает план по наиболее болезненному для всех участников первоначального спора психологическому самоуничтожению. Она хочет собрать всех спорщиков на исходном месте - в клубе и при всех (при Илье и Филе) добить саму себя, вернее недавно обретенный образ соблазняющей женщины. При этом, по задумке, должны максимально пострадать и образы местных мачо - пусть все увидят, как низко они пали - поспорили на человека! Они просто обязаны разделить с ней ту боль, которую она одна терпеть не в состоянии.
Тося бежит в клуб, на полпути встречая Илью. Тот в упор не замечает ее жуткого состояния. Они заходят и Илья предъявляет заново купленные билеты.
По сути, Тося полностью отказывается от всех защит, ринувшись в самую гущу событий: она производит психологический самоподрыв своей недавно так доверчиво раскрывшейся с виду взрослой, но на самом деле крайне инфантильной женской сущности на виду у Фили и Ильи. Сбросив только начавшую отрастать психологическую шкурку взрослого, перед спорщиками и публикой предстает бесконечно беспомощный и беззащитный травмированный ребенок, что, несомненно, вызывает сострадание и стыд у Фили и Ильи, но сама Тося наносит себе еще более сильную травму - зияющую болевую воронку на месте ампутированной на виду у всех частички своего взрослого Я. Покинув место крушения, Тося рыдает в одиночестве на морозе, который студит сильные раны от только что вырванных с корнем (и брошенных с позором в лицо Илье и Филе) женских чар.