Найти тему
Очерки о психопатах

"Девчата": история одного пикапа. Часть 8. Цирк приехал

Предупреждение: данный материал содержит описания психотипов героев фильма, интерпретацию их действий и их реакций на основании личного взгляда автора и его понимания психологии, так что оный психологический анализ может вызвать неприятные эмоции у некоторых читателей, не имеющих предрасположенности к копанию в глубинном психологическом обосновании смысла человеческих поступков.

1 часть "Начало" | 2 часть "Качели для Тоси" | 3 часть "Психологические защиты Фили Егорова и древесный нарциссизм Ковригина" | 4 часть "Психологическая травма Ильи Ковригина" | 5 часть "Анфиса против всех" | 6 часть "Спрячьте меня за плинтусом" | 7 часть "Признание Анфисы. Девчата на распутье" | 8 часть "Цирк приехал" | 9 часть "Любовь и ложки" | 10 часть "Дизлайк" | 11 часть "Слезы Анфисы"| 12 часть "Качели для Ковригина" | 13 часть "Финальная загвоздка"

Сцена 15. Да не одна трава помята, помята молодость моя...

Все куда-то собираются. За Анфисой пришёл Вадик и увёл ее в неизвестном направлении. Полезное применение Тосиной гиперактивности (обратной стороны сильнейшей агрессивности) наконец найдено: ей вручили швабру с ведром. Транформация хаотичной энергии в полезную работу по натиранию пола у Тоси сочетается с безошибочным угадыванием входящих в избу мужчин по звуку их шагов. Угадала она даже шаги Вадима, с которым все познакомились совсем недавно.

Ксаныч тоже угадан Тосей, поприветствован всеми и посажён Надей за штопание. Настала очередь Саши-морячка: Тося опознала и его походку.

Оказывается, приехали артисты из области и намечена широкая увеселительная программа. И весь посёлок (кроме одной Мамверы) уже закупился билетами в клуб. Катя красуется в новом платье для танцев и Тося дает ей на вечер свою брошку, специально приберегаемую для особых случаев.

"Она всех вечно удивляла. Такая уж она была..."
"Она всех вечно удивляла. Такая уж она была..."

Наконец пол помыт и Мамвера зовёт Тосю заниматься химией. Тося садится и начинает воодушевленно нахваливать Мамверу и ее ответственное отношение к учебе. «Мамвера, ты герой!» - произносит с чувством Тося, но на самом деле это просто проявление уже знакомой читателю по Фильке Егорову (из 3 части этого разбора) психологической защиты «реактивное образование». Это когда неосознанно меняется знак выражаемой эмоции на противоположный для того, чтобы эмоция стала приемлемой и разрешённой к выражению. Вместо накопившегося сильнейшего раздражения и злости на Мамверу и ее одержимость учебой (проявление каковой эмоции грозило бы неминуемым скандалом), Тосина психика выдаёт противоположные по знаку, но сходные по силе эмоции: восторг и восхищение «героизмом». Немного позже в этой же сцене мы увидим истинное отношение Тоси к учебе уже без защитных искажений.

"Мамвера, какая же ты [дура] героиня!"
"Мамвера, какая же ты [дура] героиня!"

Раздается стук в дверь и Тося на этот раз проявляет замешательство: она, несомненно, угадала пришедшего, но не решается поверить своим чувствам: неужели это Он?! Да, все верно: это Илья принёс билеты на представление. Джек-Пот! Тося стремительно отбирает брошку у Кати и заимствует духи со столика Анфисы:"на удачу". Тося с упоением входит в новый для нее и столь манящий образ соблазнительной женщины, снова активированный сегодняшним приходом к ней Ильи и приглашением ее на танцы.

"Накося, выкуси!"
"Накося, выкуси!"

Мирно и тихо оставить Тосю дома девчатам не удалось. Уговоры не помогают: остановить Тосю - означает загасить разгоревшийся в ней азарт наслаждения силой своих недавно освоенных женских чар. Силовые методы девчат по тушению Тосиного пожара переключают Тосину психику на симметричные ответные действия и она отчаянно разит направо и налево, ведь дело касается защиты столь ресурсного для нее состояния. «Вот вы какие!!! Завидуете моей женской удаче!». Достаётся и Мамвере с ее идиотской учебой. Попался бы под руку Ксаныч - получил бы и он.

Девчата срочно применяют план Б: дружно блокируют выход на улицу и рвут билет. Когда Тося рвётся в форточку, призывая Илью освободить ее, уничтожают последнюю надежду: «Он на тебя поспорил!».

"Мамвера, разве ж можно на живого человека спорить?"
"Мамвера, разве ж можно на живого человека спорить?"

Такого Тося не ожидала. С обращением Ильи во врага она вдруг резкой болью в груди ощутила всю тяжесть смертельной травмы еще недавно столь ресурсного для себя состояния соблазнительной и грациозной дамы. Она была ему нужна не потому, что она привлекательна и интересна! Ему была нужна победа над Филей в споре, вот и все! С помощью Ильи и Анфисы она так старательно взращивала свой чарующий женский образ, и вот теперь главная опора этого образа в виде Ильи ускользает из под ног.

Сцена 16. План Гастелло

Образ успешной соблазнительницы рушится, угасает и напоследок в яростной агонии пытается утянуть за собой во мрак бездны как можно больше тех, кому он «обязан» своим падением. Под ударом добропорядочные спорщики-шапковладельцы Илья и Филя. Тося на лету разрабатывает план по наиболее болезненному для всех участников первоначального спора психологическому самоуничтожению. Она хочет собрать всех спорщиков на исходном месте - в клубе и при всех (при Илье и Филе) добить саму себя, вернее недавно обретенный образ соблазняющей женщины. При этом, по задумке, должны максимально пострадать и образы местных мачо - пусть все увидят, как низко они пали - поспорили на человека! Они просто обязаны разделить с ней ту боль, которую она одна терпеть не в состоянии.

Тося бежит в клуб, на полпути встречая Илью. Тот в упор не замечает ее жуткого состояния. Они заходят и Илья предъявляет заново купленные билеты.

Тося перед акцией психологического самоуничтожения
Тося перед акцией психологического самоуничтожения

По сути, Тося полностью отказывается от всех защит, ринувшись в самую гущу событий: она производит психологический самоподрыв своей недавно так доверчиво раскрывшейся с виду взрослой, но на самом деле крайне инфантильной женской сущности на виду у Фили и Ильи. Сбросив только начавшую отрастать психологическую шкурку взрослого, перед спорщиками и публикой предстает бесконечно беспомощный и беззащитный травмированный ребенок, что, несомненно, вызывает сострадание и стыд у Фили и Ильи, но сама Тося наносит себе еще более сильную травму - зияющую болевую воронку на месте ампутированной на виду у всех частички своего взрослого Я. Покинув место крушения, Тося рыдает в одиночестве на морозе, который студит сильные раны от только что вырванных с корнем (и брошенных с позором в лицо Илье и Филе) женских чар.

Тося думала, что покоряет Илью своей неотразимостью и красотой, а все оказалось проще и банальнее: он отрабатывал модную шапку
Тося думала, что покоряет Илью своей неотразимостью и красотой, а все оказалось проще и банальнее: он отрабатывал модную шапку

Продолжение