Найти в Дзене

Краткое описание опытного танка МВТ70. Перспективного танка 1970-х гг.

Один из последних немецких опытных МВТ70.
Один из последних немецких опытных МВТ70.
Пятый американский опытный танк МВТ70
Пятый американский опытный танк МВТ70

С 1962 по 1970 гг. проводились масштабные научно-исследовательские работы по новому перспективному танку.

Изготовили два варианта танков: немецкий и американский. Они сильно различались, немцы оправдывались тем, что они делают резервный вариант.

Следует сказать, что машины для того времени были прорывные.

МВТ70
МВТ70

Особенностью танка было совмещение боевого отделения и отделения управления.

Из состава экипажа исключили заряжающего (их стало три человека), за счет автомата заряжания. Такое решение станет типичным для советских танков после Т-64. Вместо заряжающего поставили механизм заряжания, как у МВТ70.

Танк получил 152-мм нарезную пушку-пусковую установку ХМ150, спаренным с ней 7,62-мм пулеметом М73, комплексом управляемого вооружения "Шиллейла" и дистанционно-управляемой установкой 20-мм автоматической пушки Rh202, она имела ленточное питание и могла вести круговой обстрел.

20-мм пушка в боевом положении.
20-мм пушка в боевом положении.

Также был 11,43-мм пистолет-пулемет М3А1 в укладке.

Орудие ХМ150 имело поршневой затвор с разрезной каморой, он открывался при помощи силового привода от специального электромотора, в случае его отказа затвор можно было открыть вручную.

Для пуска управляемых ракет MGM- 51C в нижней части ствола сделали продольную проточку глубиной около 2 мм, чтобы ракета не проворачивалась при движении по каналу ствола, а также для ориентировки гироскопов.

Первоначально для стрельбы из пушки должны были использоваться бронебойные подкалиберные снаряды (ХМ578Е1), кумулятивные (М409), дымовые ХМ410Е1 (с белым фосфором), с готовыми стреловидными поражающими элементами (ХМ617 или М625).

До войсковых испытаний не дошли выстрелы ХМ578Е1, ХМ410Е1 и ХМ617.

Для учебных стрельб применялись практический артиллерийский выстрел М411А1(аналог М409) и практическая ТУР MTM- 51C.

Первоначально для избавления боевого отделения от пороховых газов использовали экстракторы, которые в конце 1960-х гг. заменили на систему продувки ствола сжатым воздухом. Экстрактор не удалял из ствола тлеющие остатки гильз и частицы пороха.

Выстрел ХМ578Е1 с БПС
Выстрел ХМ578Е1 с БПС
Выстрел М409А1 с БКС
Выстрел М409А1 с БКС
Выстрел ХМ617 со стреловидными ГПЭ
Выстрел ХМ617 со стреловидными ГПЭ
Выстрел М625А1 с ГПЭ (картечь)
Выстрел М625А1 с ГПЭ (картечь)
Компоновка ТУР
Компоновка ТУР
Схема окраска и маркировка ТУР
Схема окраска и маркировка ТУР

КУРВ "Шиллейла" предназначался для поражения стационарных и подвижных бронецелей на дистанции от 0 - 3 000 м с вероятностью не менее 83 %.

Комплекс состоял из ракеты MGM- 51C, прибора наведения, который был включен в прицел-дальномер наводчика, блок коррекции и формировании команд, модулятора напряжения, ИК-передатчика команд, на левом борту башни, блока питания и контрольно-проверочной аппаратуры для проверки годности ракеты к пуску.

Для учета угловых скоростей цели КУРВ связали с механизмом поворота башни и стабилизатором вооружения.

ТУР заряжались как обычные артиллерийские выстрелы при помощи механизма заряжания. Для пуска применялось специальное метательное устройство (аналогично отечественному КУРВ "Кобра").

На советских танках также будут ставить КУВ и выстреливать управляемую ракету через ствол 125-мм пушки-пусковой установки.

Машина могла взять 46 - 48 артвыстрелов, в зависимости от германской или американской версии МЗ, 750 20-мм выстрелов, 6 тыс. 7,62-мм патронов, 180 11,43-мм патронов, 5 выстрелов с БПС могли заменяться ракетами.

Дистанционно-управляемая установка Rh202 могла наводиться на цель как командиром, так и наводчиком.

Механизм заряжания должен был разработать "Рейнметалл", но в итоге на втором американском прототипе стоял МЗ "Дженерал моторс".

Механизм заряжания размещался в кормовой нише башни и его шасси играло роль дна ниши. МЗ состоял из бесконечного конвейера из кассет для боеприпасов (24 или 26 выстрелов) и досылателя. В кассетах могла располагаться и ракета. Механизм досылания состоит из цепи с ключом, ее приводов и телескопической направляющей. Немецкий АЗ пополнялся боеприпасами через направляющую досылателя изнутри танка или через лючок в задней стенке ниши башни. Американский МЗ пополнялся через лючок в передней стенке шасси МЗ, которая играла роль переборки между ними и обитаемым отделением.

Размещение боекомплекта в МЗ "Дженерал моторс". 1 - Бронебойные калиберные снаряды, 2 - Бронебойные подкалиберные снаряды (БПС), 3 - укладка для БПС или ТУР, 4 - укладка для магазинов с патронами к спаренному пулемету.
Размещение боекомплекта в МЗ "Дженерал моторс". 1 - Бронебойные калиберные снаряды, 2 - Бронебойные подкалиберные снаряды (БПС), 3 - укладка для БПС или ТУР, 4 - укладка для магазинов с патронами к спаренному пулемету.
Добавьте описание
Добавьте описание

В ходе модернизации 80-90-х гг. на все основные боевые танки ставили более совершенную систему управления огнем. Дело в том, что для точного выстрела нужно замерять температуру воздуха, температуру ствола пушки и заряда, учитывать возможную деформацию орудия, определять скорость ветра, крен и вычислять баллистику снаряда.

В то время МВТ70 обладал весьма совершенной системой управления огнем, которая включала в себя перископический прицел-дальномер наводчика, панорамный прицел командира, командир имеет телевизионный ночной прицел, изображение с которого транслируется и наводчику на его рабочее место. Цифровой баллистический вычислитель, датчики ветра, крена, температуры заряда и т. п.

Панорамный прицел командира
Панорамный прицел командира
Ночной прицел командира в боевом положении
Ночной прицел командира в боевом положении

Прицелы командира и наводчика, а также ИК-передатчик команд КУРВ "Шиллейла" были стабилизированы в двух плоскостях.

Комбинированный телескопический прицел наводчика имел встроенный ночной активный ИК-канал, для обеспечения его работы ставился немецкий ИК-прожектор подсветки AEG XSW30.

Панорамный прицел командира использовался для стрельбы из 20-мм автоматической пушки.

Командир в случае необходимости мог заменить наводчика.

Танк оснастили азимутальным указателем и боковым уровнем (квадрантом наводчика) М1А1.

Также у командира было 6 призматических приборов наблюдения, один у наводчика и три у механика-водителя.

На верхнюю лобовую деталь корпуса устанавливалась телевизионная камера для использования МВ ночью, когда преодолевались глубокие броды ее переносили на основание одной из воздухопитающих труб ОПВТ, для наблюдения за зоной перед танком, которую не было видно из кабинки. В укладке имелся нашлемный прибор ночного видения командира танка.

Танк должен получить две радиостанции, одна предназначалась для связи с авиацией. Экипаж в танке переговаривался через танковое переговорное устройство на трех абонентов.

Танк имел защиту от оружия массового поражения, у него был подбой (он тоже появится на советских танках), приборами радиационной и химической разведки, а также фильтро-вентиляционной установкой.

У советских танков противоатомная защита была уже начиная с Т-55.

Танк получил автоматическую систему пожаротушения, для создания дымовых завес оснащался дымовыми гранатометами.

Без оборудования для подводного хождения танк мог преодолевать броды глубиной до 2,2 м. С ОПВТ он мог проходить броды глубиной до 4,8 м.

Бронекорпус танка из катанной стальной брони, некоторые элементы выполнены из алюминиевых сплавов, чтобы сэкономить вес, имел развитые надгусеничные ниши. Верхняя лобовая деталь представляла собой разнесенную броневую преграду.

Шасси опытного танка МВТ70
Шасси опытного танка МВТ70

Башня состоит из литой внутренней детали и внешних экранов из катаной стальной брони высокой твердости и сварной ниши. Таким образом, лобовая часть башни и ее борта, боковые стенки ниши представляют собой разнесенные бронепреграды. В крыше башни сделаны отверстия для прицелов и приборов и люков командира и наводчика, в крыше башни выполнен нижний погон кабинки механика-водителя.

Башня танка МВТ70. 1 - автоматическая пушка, 2 - ИК-передатчик "Шиллейлы", 3 - кабина механика-водителя, 4 - командирская башенка, 5 - люк наводчика, 6 - Панорамный прицел, 7 - Прицел-дальномер/прибор наведения наводчика, 8 - Ночной прицел командира.
Башня танка МВТ70. 1 - автоматическая пушка, 2 - ИК-передатчик "Шиллейлы", 3 - кабина механика-водителя, 4 - командирская башенка, 5 - люк наводчика, 6 - Панорамный прицел, 7 - Прицел-дальномер/прибор наведения наводчика, 8 - Ночной прицел командира.

Американские опытные образцы получили дизеля AVCR-1100-1 и AVCR-1100-3 мощностью 1 475 л. с. До конца программы двигатели оставались ненадежными.

Двигатель AVCR-1100
Двигатель AVCR-1100

Немецкие прототипы получили дизеля DB 873EA-500 жидкостного охлаждения мощностью 1 500 л. с. В дальнейшем двигатель использовали в "Леопарде-2".

Двигатель AVCR-1100 и трансмиссия HSWL354 в сборе
Двигатель AVCR-1100 и трансмиссия HSWL354 в сборе

Оба танка получили гидромеханическую трансмиссию Renk HSWL354, объединенную с двигателем в единый силовой блок.

В составе трансмиссии была однореакторная комплексная гидропередача, дифференциальный механизм поворота и планетарная коробка передач, она обеспечивала 4 передачи вперед и 4 назад. Передачи могли переключаться как вручную, так и автоматически.

Механизм поворота осуществлялся электро-дистанционной системой при помощи штурвала в кабинке механика-водителя, либо пульта командира. Силовой блок мог управляться механически с помощью рычагов.

Для AVCR-1100 использовалось дизельное топливо DF-1 либо DF-2, топливные баки в носовой части и в МТО вмещали 400 галлонов (1,5 тонны). Маслобак вмещал 92 кварты (87 л.).

Германские и американские опытные танки использовали гусеничные ленты из 78 траков Diehl 170.

Сначала использовалась американская гидропневматическая подвеска фирмы National Water Lift, танк мог менять дорожный просвет с 5,5 до 29 дюймов, в нормальной положении - 17,75 дюймов. Она позволяла регулировать продольный и поперечный крен. Для этого 12 узлов подвески были разделены на 4 группы. Когда менялся клирен, временно выключалась ФВУ.

В дальнейшем использовалась германская подвеска Frieseke und Hoepfner, она управлялась не только вручную, но и автоматически. Дорожный просвет мог быть 10, 17,5 и 24 дюйма. Еще одним отличием была возможность блокировка первых и последних узлов подвески.

Немецкий опытный танк МВТ70 с германской подвеской фирмы Frieseke und Hoepfner
Немецкий опытный танк МВТ70 с германской подвеской фирмы Frieseke und Hoepfner

Электросистема использовала номинальное напряжение 24 вольта.

У МВТ70 были две независимые гидравлические системы, одна для приводов башни и вооружения, другая для гидропневматической подвески.

В составе противопожарного оборудования были 4 баллона огнегасящей смеси Halon, системы распыления огнегасящего состава, 8 датчиков в МТО, 2 панели управления в башне, 2 рукоятки ручного привода снаружи танка и шнур для ручного привода системы в действие внутри башни. В укладке был огнетушитель с составом

Кроме того в укладке внутри башни перевозился огнетушитель снаряженный составом Halon.

Система ППО танка МВТ70.
Система ППО танка МВТ70.

Несмотря на то, что от машины решили отказаться, она оказала значительное влияние на мировое танкостроение.

До сих пор на танки ставят как можно более современную СУО, советские танки еще в 70-х гг. научились запускать через ствол ПТУРы.

До сих пор перспективным является 152-мм калибр танковых орудий и 20-мм пушка как противопехотное и противозенитное оружие.

МВТ70. https://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/033/954/content/3-9b12e0b8209f318bbfbf8ef0c52f562b.jpg
МВТ70. https://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/033/954/content/3-9b12e0b8209f318bbfbf8ef0c52f562b.jpg
Спасибо за прочтение.

Источник: Опытный танк МВТ70.

***