Недавно с великим удовольствием прочитал Достоевского. Такие книги как «Идиот» однозначно стоят того, чтобы оставаться шедеврами всё время, пока живо человечество.
Откуда-то свыше в Миры русского классика приходит необычное существо, своего рода Иисус, которого тут же все сделали своей любимой игрушкой. Им увлекаются, забавляются, его не понимают. Ибо как возможно, чтобы среди живых был идеальный. Как возможно, что всё о чём «поют» проповедники, воплощалось в том, кто среди нас. Завистливых, тщеславных, жадных, лживых…
Не долго тому идиоту было гулять, и очень скоро его разорвали на части. Точнее, не его самого, а его, ранее собранный по крупицам, разум. Теперь это уже не святой гений, а снова сумасшедший, общество не потянуло общение с ним и драгоценную игрушку очень быстро сломали обратно.
Две сцены книги особенно берут за душу - это сцена разборки между Настасьей Филипповой и Аглаей в присутствии Мышкина и Рогожина, и конечно же жуткий финал «обыденного» диалога и ночевки двух несчастных мужчин возле трупа несчастной женщины. Тут уж становится понятно, откуда черпал вдохновение Стивен Кинг и другие мастера жути. Фёдор Михайлович однозначно всем этим «королям» папа.
Ну а теперь про мини сериал РФ 2003 года.
Бортко как не старался, а успех «Собачьего сердца», по мне, больше не повторил. Ни здесь, ни в «Мастере и Маргарите», хотя, безусловно, он лучше чем большинство других наших. Тодоровский в качестве продюсера тоже своего рода знак качества, но композиции Корнелюка а-ля «Бандитский Петербург» лично у меня в «Идиоте» вызывали неконтролируемое отвращение.
Актёры в экранизации хороши: Миронов-князь - отлично, Машков за Рогожина - лучше не придумаешь, Басилашвили и Ильин - на своих местах, да и женщины вроде все что надо, уж Настасья Филипповна точно та самая, краше и не представить.
И вроде бы всё смотрится и приемлемо, вроде и переборол тошноту от Корнелюка и ладно, ждал с нетерпением тех главных сцен, о которых выше. И вот, дождался…
Из десяти серий посмотрел почти девять, потому что в девятой они облажали всё по полной. Так опоганить Достоевского могли только в постсоветском кино РФ. Вероятно расчёт был на тех зрителей, что первоисточник никогда не читали. Очень жаль, что вместо того чтобы оставить всё как в книге, они решили обесценить классику до уровня своих пяти копеек.
Это я ещё не акцентирую внимания на некоторых флешбеках вроде того, где про растление Настасьи Филипповны, когда она была девочкой-подростком… тут уж вообще оскорблением памяти классика попахивает, потому как Достоевский своих читателей явно за умственно отсталых не считал, и наверное поэтому все эти моменты оставлял всегда между строк, не опускаясь до разъяснений «на пальцах»…
В общем, в очередной раз удостоверился, что в 2000-ых наше кино уже стало тем, что оно есть сейчас, хотя, пожалуй, сейчас всё ещё хуже.