Найти тему
Авиационное обозрение

Радиооборудование первых советских реактивных истребителей. Часть вторая.

Здравствуйте. Продолжим наш обзор по радиооборудованию первых советских реактивных истребителей. Ссылка на предыдущую часть будет приведена в конце текущей статьи. К началу пятидесятых годов прошлого века основным истребителем советских Военно-воздушных сил становится МиГ-15. Примерно в это же время была проведена комплексная модернизация этого самолета, которая затронула его общую конструкцию (усиление планера), силовую установку (двигатель РД-45Ф был заменен на ВК-1) с сопутствующими функциональными системами, состав вооружения (заменены 23-мм пушки НС-23КМ на НР-23, а также был установлен новый прицел АСП-3Н) и специальное оборудование. Эта модификация получила обозначение МиГ-15бис и стала самой массовой в семействе этих фронтовых истребителей с объемом выпуска более 8350 экземпляров.

Рисунок истребителя МиГ-15бис (для заставки). Источник: https://w-dog.ru/
Рисунок истребителя МиГ-15бис (для заставки). Источник: https://w-dog.ru/

Именно на МиГ-15бис и было установлено такое новое радиооборудование как автоматический радиокомпас, радиовысотомер, маркерное устройство и ответчик автономной системы опознавания. Стоит отметить, что расширение состава радиооборудования потребовало внесения существенных изменений в электросистему истребителя (это очевидно ввиду увеличения количестве потребителей электроэнергии). В первую очередь необходимо было заменить генератор постоянного тока на более мощный. Вместо ГСК-1500, которым оснащался МиГ-15 с РД-45Ф, устанавливался ГСР-3000 (на МиГ-15бис/МиГ-17) или ГСН-3000 (на МиГ-15УТИ). Номинальная мощность этих генераторов составляла 3000 Вт. Соответственно помимо генератора устанавливался новый фильтр СФ-3000, новый вольтамперметр, а вместо регуляторной коробки применялся регулятор напряжения и дифференциальное минимальное реле. Часть нового оборудования работала на переменном токе. В связи с этим в электросистеме применялись специальные преобразователи. К примеру МА-100 и МА-250, которые отвечали за преобразование постоянного тока в переменный ток напряжением 115В и частотой 400 Гц. Теперь что касается непосредственно нового оборудования. Большая часть самолетов модификации МиГ-15бис продолжала оснащаться проверенной, но уже устаревшей радиостанцией РСИ-6К. Учебно-тренировочная спарка МиГ-15УТИ также изначально шла с этой же радиостанцией. По ходу эксплуатации осуществлялась ее постепенная замена на новую РСИУ-3М. На фронтовых истребителях семейства МиГ-17 эта радиостанция уже устанавливалась штатно.

Комплект радиостанции РСИУ-3М.
Комплект радиостанции РСИУ-3М.

Она представляла собой приемо-передающую четырехканальную УКВ радиостанцию с кварцевой стабилизацией частоты приемника и передатчика. РСИУ-3М решала задачи по обеспечению связью самолетов истребительной, штурмовой и бомбардировочной авиации как с землёй, так и с другими самолетами. Радиостанция могла обеспечить стабильную связь на дальности от 120 до 350 км при полете на высотах от 1000 до 10000 метров. Было рекомендовано работать с ней по цикличному принципу- 2 минуты прием и 2 минуты передача. По сравнению с предшественницей (РСИ-6К) существенно повышалась надежность, помехозащищенность и конечная дальность связи. При этом возрастала и потребляемая мощность. У РСИ-6 передатчик потреблял около 150 Вт, а приемник примерно 50 Вт. Новая станция в режиме передачи потребляла почти 400 Вт и около 250 Вт в режиме приема. РСИУ-3М работала в диапазоне частот от 100 до 150 МГц. Типовой комплект радиостанции включал в себя следующие элементы:

  • Передатчик (блок А);
  • Приемник (блок Б);
  • Селеновый выпрямитель (блок В);
  • Пульт дистанционного управления (блок П);
  • Антенна;
  • Мотор-альтерматор МА-100 с амортизационной рамой;
  • Комплект кварцев;
  • Комплект соединительных проводов.

Управление радиостанции было дистанционным, выполнялось оно с помощью пульта размещенного в кабине летчика. На МиГ-17 он устанавливался по левому борту на уровне между шестым и седьмым шпангоутом. Блок селенового выпрямителя также находился в кабине летчика, а блоки приемника и передатчика в отсеке специального оборудования в передней части фюзеляжа. Измерительный блок являлся переносным и не монтировался непосредственно на истребителе. Он применялся для ее настройки. Питание радиостанции осуществлялось от бортовой сети через преобразователь постоянного тока в переменный. Общая комплектовочная схема радиостанции (в варианте с одним приемником) приведена на скриншоте ниже.

Комплектовочная схема радиостанции РСИУ-3М.
Комплектовочная схема радиостанции РСИУ-3М.

Самое основное отличие МиГ-15бис и МиГ-17 (в плане радиооборудования) от предыдущих истребителей (таких как Ла-15 или Як-23) заключалось в установке оборудования слепой посадки (ОСП-48). Ее испытания проводились в НИИ ВВС на четырех подготовленных прототипах МиГ-15бис (СА-1, СА-2, СА-3 и СА-4). Ведущим летчиком-испытателем, который работал по этой теме был Я. Ф. Богданов. Весной 1950 года испытания были завершены и система была допущена до эксплуатации. Тем не менее, ее доводка продолжалась и дальше. В состав ОСП-48 (на истребителях) входили радиовысотомер малых высот РВ-2 "Кристалл", автоматический радиокомпас АРК-5 "Амур" и маркерное устройство МПР-48П "Хризантема". Радиовысотомер РВ-2 определял истинную высоту полета самолета в двух диапазонах. Первый был от 0 до 120 метров, а второй от 100 до 1200 метров. Погрешность измерения не превышала пяти процентов. Оборудование (в первую очередь умформер) корректно работало при относительной влажности воздуха до 98 % и температуры окружающей среды в пределах от минус 60 до плюс 50 градусов Цельсия. Радиовысотомер использовался при полетах в условиях плохой видимости и сложных метеорологических условиях. В сочетании с остальным радионавигационным оборудованием он обеспечивал надежный контроль высоты при заходе на посадку. В типовой комплект устройства входили две антенны (приемная и передающая, по конструкции идентичные и взаимозаменяемые), приемо-передатчик, набор соединительных кабелей и стрелочный индикатор ПРВ-46. Питание осуществлялось через умформер РУ-11АМ, который выполнял преобразование постоянного тока низкого напряжения бортовой сети в ток с напряжением 220В. Комплектовочная схема изделия приведена на скриншоте ниже.

Комплектовочная схема радиовысотомера РВ-2.
Комплектовочная схема радиовысотомера РВ-2.

На истребителе МиГ-15бис и МиГ-17 блок приемо-передатчика радиовысотомера размещался под полом кабины с левой стороны на уровне между шпангоутами 8А и 9. Над приемо-передатчиком на кронштейне крепился умформер РУ-11А. Питание он получал от штепсельной розетки установленной на шпангоуте № 8А. Приемная антенна располагалась на нижней поверхности обшивки правой консоли крыла на уровне между между второй и третьей нервюры, а передающая антенна крепилась под левой консолью на уровне между 18 и 19-ой нервюры. На истребителе МиГ-17 передающая антенна крепилась к обшивке левой консоли крыла на уровне между 22-ой и 23-ей нервюры. Стрелочный индикатор ПРВ-46 с круговой шкалой в секторе 270 градусов размещался на амортизированной приборной доске в кабине летчика. Общая блок-схема радиовысотомера РВ-2 приведена на скриншоте ниже.

Блок-схема радиовысотомера РВ-2.
Блок-схема радиовысотомера РВ-2.

Работа радиовысотомера была реализована на основе принципа отражения радиоволн от земной поверхности с применением частотной модуляции. Если говорить коротко, то приемо-передатчик, через передающую антенну, излучал высокочастотный непрерывный сигнал по направлению к земной поверхности. Он же, в свою очередь, отражался от нее и приходил на приемную антенну. После чего отраженный сигнал попадал на вход приемника. Также на него передавался прямой сигнал (от передающей части). Естественно отраженный сигнал приходил с определенным запаздыванием по сравнению с прямым сигналом. Его частота отличалась от частоты прямого сигнала на величину прямо пропорциональную высоте полета над землей.

Приемо-передатчик радиовысотомера РВ-2.
Приемо-передатчик радиовысотомера РВ-2.

Для калибровки, диагностики и возможного ремонта оборудования радиовысотомера использовалась специальная контрольно-измерительная аппаратура. В первую очередь это переносные тестеры Т-1 и Т-2. Также применялись омметры, вольтметры, звуковой генератор ГЗ-1 и некоторые другие приборы. Радиовысотомер РВ-2 эксплуатировался на самолетах разных классов, начиная от поршневых штурмовиков и заканчивая тяжелыми реактивными бомбардировщиками.

В следующей публикации по данной теме мы более подробно рассмотрим работу автоматического радиокомпаса АРК-5 и маркерного приемника МПР-48П.

Продолжение следует...

С предыдущей частью обзора можно ознакомиться здесь (Ссылка на статью).

При написании данной публикации использовались материалы со следующих источников: https://military.trcvr.ru/, http://www.rkk-museum.ru/, http://www.radionic.ru/, http://oldradio.cqham.ru/, https://ru.wikipedia.org/, https://w-dog.ru/, книга В. Б. Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 г, книга Н. В. Якубович. Неизвестный МиГ, книга Самолет МиГ-15. Техническое описание под редакцией А. Г. Брунова, книга Техническое описание семейства истребителей МиГ-17. Специальное оборудование, А. Г. Лидлейн, Справочник по радиостанциям применяемым в ВВС СССР, книга Описание радиостанции РСИУ-3М и инструкция по эксплуатации, книга Описание радиовысотомера малых высот РВ-2 и инструкция по эксплуатации.

Уважаемые читатели, подписывайтесь на канал, ожидайте новых публикаций. Ознакомиться с полным каталогом наших статей вы можете здесь (Ссылка на публикацию).