Найти тему

Татарский дизайн, рожденный революцией

Пока где-то шествуют коммунисты без масок, наплевав на социальную дистанцию, умножая современный хаос, мы тоже вспомним сегодня о полузабытой ноябрьской дате (вернее, об октябрьской революции 1917 года). Конечно, с татарским уклоном, а как же иначе? Тем более очень давно была задумана публикация о "самом удивительном татарине" (так его называл один выдающийся художник).

Революционная эпоха 1917 года открыла дорогу новому направлению татарской культуры – изобразительному искусству. В 1920-е гг. появилась целая плеяда талантливой татарской молодежи: графиков, художников и скульпторов. Они были совершенно разными, у каждого из них был свой уникальный жизненный опыт, среда общения и духовно-интеллектуальные ориентиры. Но объединяла их татарская культура и эпоха революции. В этой коллективной трагедии они проживали свою единственную молодость и выражали душевные порывы в новом визуальном мире.

Одна из книг, оформленная  Ф.Ш. Тагировым
Одна из книг, оформленная Ф.Ш. Тагировым

Фаик Тагиров (1906-1978) стал одним из таких молодых людей. Он был графиком и творил совершенно фантастические образы для своего времени. Причем базировался, главным образом, на привычных для себя татарских буквах (арабской графике).

Таким образом в условиях многовековых запретов на изображения живых существ в мусульманском искусстве бурлящий талант татарского паренька вдруг нашел неожиданное решение для самовыражения. Тагиров придумывал все новые и новые шрифты для плакатов и книг, активно применял фотоколлаж. Это сейчас фотоколлаж - обыденный дизайнерский прием, но не для 1920-х годов. Итак, футурист, дизайнер и "самый удивительный татарин". За необыкновенную работоспособность и энергичность так его называл учитель из Казанской художественной школы - художник Константин Чеботарев.

Фаик Тагиров родился в Казани, и рос в необычной татарской семье. Его отцом был Шакирджан Тагиров – учитель рисования Казанской татарской учительской школы, уроженец деревни Большой Ачасыр Свияжского уезда Казанской губернии (совр. Зеленодольский район РТ). Кстати, в соседней деревни Малые Ширданы родился просветитель Каюм Насыри. А мать будущего графика – Гульчигре-Бану Курманаева была дочерью дворянина, бухгалтера Порохового завода С.Г. Курма­наева. Шакирджан Тагиров не ограничивался только преподавательской деятельностью, успевал и иллюстрировать книги. Очевидно, не без влияния отца и сын Фаик увлекся этим искусством.

К сожалению, отцу не было суждено увидеть успехи сына на этом поприще. Шакирджан Тагиров умер в 1918 году, а Фаику на тот момент было всего 12 лет. Подростком он уехал в Екатеринбург. «За отсутствием средств ему жилось очень трудно, и он существовал на случайный заработок», − писал об этом периоде жизни будущего графика искусствовед Петр Дульский.

В 1920 году Фаик Тагиров поступил на татаро-башкир­ские педагогические курсы. Очевидно, как и Баки Урманче тогда, он не находил для себя иной роли, кроме учительской. Тем более, его отец Шакирджан Тагиров в революционные дни горячо поддерживал подготовку национальных учительских кадров.

Однако бурная общественная жизнь, в том числе открытие различных кружков, способствовала смене вектора деятельности студента. Именно во время учебы на татаро-башкирских педагогических курсах раскрылись художественные способности Фаика Тагирова. Например, он принимал участие в подготовке татарского журнала «Яшьлек ташкыны». Кроме того, в Екатеринбурге он посещал изостудию местного Пролеткульта. Имеются сведения о том, что в 1922 году Тагиров поступил на гранитно-скульптурное отделение Уральского художественно-промышленного техникума. Но уже в том же году вернулся в Казань и поступил в местное художественное училище, где проучился три года.

В Казани он оказался в центре книжной индустрии молодой Татреспублики. Фаик Тагиров привнес в книжную графику революционные футуристические мотивы, но в то же время сумел сохранить восточную самобытность. Очевидно, многовековой запрет на изображение живых существ привел к тому, что в татарском изобразительном искусстве особое внимание уделялось каллиграфии и орнаменту. Поэтому первым татарским художникам интуитивно было ближе новое направление искусства революционной эпохи – конструктивизм с геометрическими формами, лаконичностью и простотой.

1920-е гг. – период расцвета искусства графики Татарстана, это мощное художественное движение во многом было обусловлено дореволюционными издательскими традициями и нереализованным творческим потенциалом.

Фаик Тагиров стал одним из самых ярких представителей графического искусства. Как отмечает искусствовед Ольга Улемнова, его «восточный конструктивизм», соединивший традиции арабской каллиграфии и приемы европейского авангарда, считается самым высшим достижением татарского книжного искусства 1920-х гг.

Фаик Тагиров учился в мастерской К.Чеботарева и А.Платуновой. Его наставник позднее писал о своем ученике следующим образом: «С самого начала Тагиров начал утверждать себя как художника книги, и эту линию он провел на всю свою творческую жизнь. Он был совсем молодой, в студенческом состоянии, а книги, оформленные им, оказались настолько качественными, что экспонировались за границей на выставках книги». Например, в Париже в 1931 году.

Молодые татарские художники-графики в начале 1920-х гг. образовали даже группу «Сулф» (Сул фронт, т.е. «левый фронт» на татарском языке). Одним из организаторов этой группы был Фаик Тагиров. Также эта группа называлась «ТатЛЕФ» (существовала в 1923–1928 гг.).

-4

До своего отъезда в Москву Фаик Тагиров активно занимался не только оформлением книг Таткнигоиздата, но и подготовкой эскизов различных плакатов, афиш, значков, работал над проектами монументального оформления площадей и зданий. В 1925 г. комсомольская организация направила талантливого графика Ф.Ш. Таги­рова в Москву, для продолжения учебы.

В 1930 г. его оставили в аспирантуре. В том же году, Ф.Тагиров отправился в творческую командировку в Германию для изучения местного художественно-полиграфического образования. В дальнейшем он преподавал на издательском факультете Московского Полиграфического института, разработал новый курс «Теории и практики шрифта». Кроме того, Фаик Шакирджанович Тагиров стал кандидатом технических наук и активно работал в сфере советского книгоиздательства.

Публикация подготовлена по мотивам монографии "Человек в революции: Казанская губерния. Культура" (Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2019).