Найти в Дзене
Секреты жизни

Очень странный ночлег предложили Юльке

Уже темнело, когда две молодые пары сворачивали свой "походный магазин"... Сумки заметно полегчали, и, конечно, теперь и перемещаться будет не очень трудно. Наши начинающие челноки задумались о ночлеге. Об отеле речь даже не заходила: самый дешевый обойдется слишком дорого.

Тадеуш и Патрик, их новые друзья из Польши предлагали идти с ними:

- Мы всегда останавливаемся у одного наркомана, он много за жилье не запрашивает, а нам все равно, где переночевать! Хотите?

- А сколько он запрашивает?

Последние приветы осени вам на страничку
Последние приветы осени вам на страничку

- С одного сто форинтов!

Ведь в Венгрии уже были волнения в 1956 году, и они были жестоко подавлены советскими войсками, были погибшие среди венгров.

- Ого! -Юлька включила в голове калькулятор. Это же пять долларов! По курсу черного рынка это ползарплаты минимальной зарплаты в СССР! С двоих-полная зарплата... Но, похоже, других вариантов не было.

Посовещавшись с мужем, решили согласиться. Их попутчики, молодые супруги Седа с Михаилом, тоже приняли предложение поляков.

* * *

Добираться на квартиру пришлось автобусом.

Все с большим интересом рассматривали проплывавшие перед глазами улицы Будапешта. Добротные старинные дома с непривычной архитектурой удивляли своей замысловатостью. Уже стемнело и повсюду горели фонари, освещая все вокруг таинственным светом.
Во всем происходящем Юлька чувствовала себя какой-то свалившимся с неба инородным телом в этой непонятной для нее стране. Что она знает о ней? Да вообще ничего. Если перед поездкой в Югославию она почитала какую-то информацию в Энциклопедии, то, попав в Венгрию не могла припомнить вообще ничего.

А, да! Вспомнила кое-что!

Именно в Венгрии были волнения в 1956 году, которые были жестоко подавлены советскими войсками, тогда даже были погибшие среди венгров. Эти события не очень освещались в прессе, но слухи ходили. Кто его знает, какой она была, эта самая правда! Как и все, Юлька никогда не сомневалась в правдивости официальных новостей. Но порой и ей приходили в голову сомнения, которые было удобнее отвергать, нежели верить..

Ей трудно было понять: что она здесь делает? Как надо себя вести? Что можно и приветствуется, а что категорически неприемлемо?.

Она вздохнула. Ой, да будь, что будет!

Тадеуш предупредил:

- Наша остановка! Пора!

Пройдя пару домов, поднялись на второй этаж. Высоченная старинная дверь. Отворил высокий, бледный и очень худой мужчина неопределенного возраста. Не говоря ни слова, он знаком пригласил всех в квартиру.

Огромная прихожая со следами былой роскоши была замызганная, неуютная. В нос ударил запах непроветриваемого помещения. Ободранные обои на стенах в некоторых местах были разрисованы явно детскими ручками...

Тем временем хозяин квартиры провел всю компанию на кухню. Как и в прихожей, здесь все тоже выглядело удручающе. Сочетание роскоши с нищетой... Тадеуш говорил с хозяином по-венгерски, договариваясь о цене для новых постояльцев. Тот сидел с выражением полной отстраненности от всего происходящего вокруг. Он почти не говорил, только иногда с безразличием покачивал головой в знак согласия.

Если честно, Юльке никогда в жизни не приходилось сталкиваться с наркоманами, поэтому то, что она наблюдала, вызывало в ней содрогание. Лицо этого человека, несмотря на заросшие бородой щеки и потухший взгляд, сохранили следы аристократической красоты и благородства. Такое сочетание не могло не поражать воображение...

- Все в порядке, -провозгласил Тадеуш. -Пошли, я вас устрою!

Они прошли по коридору и он на правах постоянного жильца толкнул дверь в одну из комнат.

Да... Эту картину Юлька запомнила надолго!

Огромная комната. Высоченные потолки. Под потолком висит богатая старинная хрустальная люстра, вся покрытая пылью и паутиной. (Судя по всему, люстры давно бы не было, просто добраться до потолка и снять её было непросто).

Огромные деревянные окна без занавесок. И... Никакой мебели, вообще! Но на полу дружными рядами разложены матрасы. Штук пятнадцать. На некоторых, прикрытые личными вещами, кто-то спал. В самом углу сидела парочка, явно поляки, потому что они тут же перебросились с Тадеушем приветствиями.

- А... Как же простыни, подушки, одеяла?

В ответ их новый друг только весело рассмеялся:

- Это все только в гостинице! Я с собой вожу кое-что! -И он тут же выудил из одной своей сумки нечто вроде спального мешка.

Гена, похоже, начал выходить из ступора:

- Юль, у нас же есть простыни на продажу! Какие проблемы! Я так устал, мне уже все равно, на чем спать, правда!! И... давай чем-то перекусим?

На кухню пошли всей ватагой. Каждый вытаскивал свою еду. Юлька и Гена имели при себе кильку в томатном соусе, кусок голландского сыра и пару помидоров. Пара из Армении выудила из своих сумок пироги с сыром и колбасу. У поляков были печеньки и конфеты. Но зато у них оказались и пакетики с кофе и сахар!

За столом все сидели как одна большая и дружная семья.

Странное дело... Было чувство, что все они знают друг друга сто лет, ненадолго расстались, поэтому теперь, перебивая друг друга, рассказывали о себе, своих семьях, своих городах. Дошло и до анекдотов, а как же! И пришли к интересному выводу: некоторые анекдоты не имели ни границ, ни прописки, гуляли себе по всем странам с одинаковой успешностью. И это было так здорово!

Спать отправились далеко за полночь... Под головой у Юльки была куртка, сверху они оба укрылись пододеяльником, который на следующий день был успешно продан! Сон накрыл её буквально, как только голова коснулась куртки.

Но незадолго до рассвета она проснулась от того, что почувствовала какое-то движение в комнате. С трудом разлепив глаза, увидела рядом со своими сумками распластанного на полу человека, который что-то искал в их вещах. Это был один из постояльцев, который спал, когда они только пришли в комнату... Ясно было одно: этот товарищ, похоже, считал себя вправе поделить их с Геной имущество. Так скажем, экспроприировать (это слово Юлька с трудом выудила из своего подсознания). В глубине души она, конечно, возмутилась: она не какая-то там буржуйка, которая грабит народ. Напротив, она и сама-народ!

Громко возмущаться не посмела. Вокруг спят люди и все, что ей хотелось-просто досмотреть свои сны. Поэтому она очень тихо, но так, чтобы вор не сильно испугалась, сказала предельно короткое и понятное на всех языках слово:

- Эй!

Тело на полу замерло. Потом лицом повернулось к ней. И в свете уличных фонарей она увидела, что в руках у грабителя был зажат пододеяльник. Несчастный просто замерз... Юлька сделала знак, что поняла, в чем дело и что не возражает... Благодарное тело быстро перекатилось на свой матрас и Юлька почти мгновенно опять провалилась в сон.

После завтрака, который опять-таки был более, чем скромным, но веселым, поляки предложили им поехать торговать на местный базар, который находился где-то за чертой города. Конечно, все были согласны.

* * *

Итак, раннее апрельское утро. В воздухе уже носятся все положенные этому месяцы запахи. Но вот что удивительно и необъяснимо: стоя рядом с разложенным товаром на продажу, её спина, обращенная к солнцу, была разогрета так, что хотелось сбросить пальто. Но лицо, на которое не попадали лучи, мерзло. По крайней мере нос уже начал похлюпывать... Странно как-то светило это самое венгерское солнце! Такое ощущение, что его лучи распространяются как-то вскользь, поверх земли, что ли...

Рядом стояли продавцы из Югославии. Один из них, огромного роста, бородатый мужик, зычно кричал, рекламируя свой товар. Это была электроника: портативные магнитолы , просто магнитофоны, наушники, много чего-то еще.

Периодически он и его товарищ налаживали общение с Геной. В процессе полного незнания языков, до них дошло, что их соседи из СССР, что почему-то их страшно обрадовало и бородач свои мощным басом провозгласил:

- Брежнев капут!

Все вокруг замерло на мгновение, а потом вся площадь отозвались дружным:

- Брежнев капут! -под руководством бородача призыв был провозглашен трижды. Судя по всему, бунтарский дух этого гражданина на этом нисколько не успокоился, потому что далее последовало: "Горбачев-виват!", и потом еще : "Перестройка-виват!". Толпа вокруг отзывалась мощным эхом. И продавцы и многочисленные покупатели дружно забыли о том, зачем сюда пришли и вдохновенно повторяли за бородачом.

Юлька прижалась к мужу. Её охватил безумный страх. Все произошло настолько спонтанно, что казалось, еще мгновение и толпа набросится на них и растерзает! На каких правах они здесь? А вдруг их привлекут за шпионаж, или за нарушение таможенного режима? Или еще за что-то?

А Гена... Ну что Гена! Он, конечно же, тоже перепугался, она-то хорошо это поняла. Он стоял, глупо улыбаясь и старательно кивал головой, тем самым давая понять возбужденной толпе, что абсолютно согласен и насчет виват и насчет капут...

Так же неожиданно, как и начался, несанкционированный митинг перешел в стандартный режим. Все опять что-то покупали и подавали, а Юлька с мужем еще час дрожали от страха: а вдруг кто-то придет и отведет их в тюрьму?

Какая-то симпатичная дама долго приценялась к маникюрному прибору и тогда Гена начал знаками предлагать ей купить себя. Женщина быстро оценила шутку и , смеясь,знаками спрашивала у Юльки: сколько стоит твой муж? Все вокруг хохотали с удовольствием.

Торговля шла полным ходом! Товар раскупался быстро. Кое-что осталось на завтра и можно будет возвращаться домой!

================

Дорогие друзья! Не забывайте: мне очень важно ваше мнение! Пишите комментарии: было ли у вас нечто похожее?

-2