Найти тему
между прошлым и будущим

Блистательное Возрождение. Как они шутили...

Эта шутка была разыграна в 1409 году во Флоренции. На портрете три человека, имеющие к ней отношение. По бокам великий скульптор Донателло и не менее великий архитектор Брунеллески — участники шутки. В центре — Антонио Манетти — человек, благодаря которому мы об этой шутке знаем. В 1409 году его еще не было на свете, но позднее, как ученик Брунеллески, он услышал о проделке от собственного учителя. Кстати, касательно гениев. Манетти был еще одним выдающимся человеком эпохи Возрождения — математик, астроном, архитектор, писатель, поэт, переписчик, одно время — член правительства Флорентийской республики. В общем, нормальный человек эпохи Возрождения.

Это было интересное время. Великий Гиберти уже начал делать свои первый врата Баптистерия и у него уже появился ученик, который войдет в историю как Паоло Уччелло. Собор Санта-Мария-дель-Фьоре все еще стоит без купола — Брунеллески пока еще не начал работу, он все еще ювелир и скульптор. Донателло недавно закончил учебу все у того же Гиберти и создал первые творения, в частности — изваял своего Давида. Участники еще молоды, у них огонь кипит в крови, они жаждут веселья.

Как люди шутили? Я уже рассказывала о шутках при французском дворе в XVI веке — в основном они были связаны с туалетом (имеется в виду не одежда, а отхожее место): просто, грубо, без фантазии. Но Италия и особенно Флоренция кватроченто — это же совсем другое дело!

Если верить Манетти, идея шутки посетила Брунеллески, когда веселая компания флорентийцев решила наказать своего товарища плотника Манетто Амманнатини за то, что он не явился на ужин. Ниже как раз его портрет. Нет, он не историчен. Это воображаемый портрет, созданный в XVIII веке.

-2

Манетто по прозванию "Грассо" — Толстый, был не просто плотником, он был резчиком и инкрустатором, короче, тоже художником. Брунеллески решил внушить ему, что он является другим человеком.

Что?! Вы вспоминаете термин "газлайтинг"? Да, это оно и есть, но задолго до появления самого термина (по пьесе 1939 года Патрика Гамильтона "Газовый свет"). Да и участники розыгрыша вовсе не хотели ничего плохого — им просто было весело и интересно посмотреть, что получится. Непосредственными участниками розыгрыша было шестнадцать (16!) человек. Еще один присоединился к шутке по ходу дела, были люди, задействованные вслепую, и чуть ли не пол Флоренции зрителей.

Однажды Брунеллески и Манетто находились в одном из домов поблизости от собора Санта-Мария-дель-Фьоре. К Брунеллески прибежал мальчик, сообщил, будто случилось какое-то несчастье и ему срочно надо идти домой. Это уже началась шутка. Брунеллески просит Манетто его дождаться и спешно уходит.

Вот только уходит он вовсе не домой, а к дому Манетто. Вскрывает дверной замок ножом (да, еще и проникновение со взломом), располагается в доме и запирает дверь.

Манетто Грассо ждет долго, но у него лопается терпение и он решает вернуться домой. Но дверь собственного дома не получается открыть — она заперта изнутри. Более того, Брунеллески, подражая голосу Грассо, уверяет, что он дома, называет Манетто именем Матео и советует идти домой.

Грассо в полной озадаченности.

И тут в игру вступает Донателло. Он здоровается с Грассо, называет его... Матео и идет прочь.

Чтобы представить, как выглядел собор Санта-Мария-дель-Фьоре без купола, лучше всего подходит картонная модель "Умной бумаги". Не волнуйтесь, купол я потом верну на место
Чтобы представить, как выглядел собор Санта-Мария-дель-Фьоре без купола, лучше всего подходит картонная модель "Умной бумаги". Не волнуйтесь, купол я потом верну на место

Тогда плотнику Грассо приходит в голову мысль пойти к Баптистерию (он как раз перед собором), дождаться знакомых и прояснить ситуацию.

Он в полной растерянности стоит на площади, и тут в игру вступают новые участники. К Грассо подходит судебный исполнитель с шестью стражниками (Брунеллески и Донателло не мелочатся), называет его Матео и арестовывает якобы за долги.

В долговой тюрьме тоже есть соучастник розыгрыша — писец. Он делает вид, что заполняет на лже-Матео документы и отправляет его в камеру. Бедный резчик пытается доказать, что он не Матео, но другим заключенным все равно — Матео он или Манетто, они его не знают, но сама ситуация их забавляет. Хоть какое-то разнообразие в тюрьме.

Ночь Манетто Грассо проводит в камере. Утром, якобы случайно, у тюрьмы оказывается еще один участник розыгрыша — Франческо Ручеллаи, представитель одной из знатнейших семей Флоренции. Он прекрасно знает Манетто, совсем недавно он сделал ему заказ, но... он делает вид, что не узнает его.

Дальше в историю вмешался посторонний человек, но его вмешательство не разрушило тщательно спланированный розыгрыш. Сначала в долговую тюрьму попадает судья. Ну что делать — долги могут быть у всех. Его не посвящали в шутку, но он быстро понял, что к чему, и с восторгом присоединился к розыгрышу — кто бы мог подумать, что в тюрьме так весело! Он вдохновенно начинает рассказывать Грассо, что такие превращения из одного человека в другого — не редкость, цитирует Гомера и Апулея (люди-то все образованные!) и наслаждается ситуацией.

Следующий ход — явление двух братьев настоящего Матео. Они прибегают в тюрьму, вытаскивают Грассо из камеры, называют братом, уверяют, что заплатили за него долги и ведут к себе домой.

Грассо уже ничего не понимает. Его попытки доказать, что он не Матео, а Манетто Грассо раздражают местного священника. Его не посвящали в шутку, он не знает Грассо, он полагает, что резчик спятил, а с сумасшедшими тогда обращались неласково. Поэтому он обещает поколотить Грассо палкой, если тот не прекратит болтать чепуху!

Спросите, чем все закончилось?

Через пару дней бедолаге подсыпали снотворное, а когда он уснул, отнесли обратно в его дом, словно ничего не случилось. Грассо проснулся в собственной постели у себя дома и сначала решил, что ему приснился сон.

Все вернулось на круги своя? — спросите вы.

А вот и нет!

Потому что началась вторая часть розыгрыша.

То Брунеллески, то Донателло, то те самые братья Матео и другие знакомые — участники розыгрыша стали рассказывать Грассо о странном случае, когда Матео вообразил, что он Грассо.

Бедный резчик уже ничего не мог понять. Ему приснился сон? Или во сне он увидел, как сошел с ума Матео? Но не мог же он спать так долго?!

Последним ударом стало появление самого Матео. Он уверял, что превращался в Грассо. Финиш!

В конце концов, Грассо все же понял, что его разыграли. Флоренция хохотала. Бедный Грассо стал всеобщим посмешищем. Наконец, не выдержав насмешек, Манетто Амманнатини Грассо на некоторое время уехал в Венгрию. А Брунеллески и прочие шутники восхваляли победу искусства над жизнью.

Удивительно, но никому и в голову не пришло, что шутка вышла жестокой. В своей книге Антонио Манетти уверял, будто розыгрыш пошел Грассо на пользу, он лучше стал понимать, что такое "я".

А Грассо, видимо, был незлобив. Со временем он научился встречать упоминание этого розыгрыша с улыбкой.

© Юлия Р. Белова

Путеводитель по каналу. Часть 1: Исторические заметки, Музыка и танцы, Читая Дюма, Повесть А. Говорова "Последние Каролинги"
Путеводитель по каналу. Часть 2: Книги, писатели, поэты и драматурги, О чтении, Читая Стругацких, Мифология... фэнтези... научная фантастика, США и Кеннеди, Мои художественные произведения, Отзывы на мои художественные произведения, Истории из жизни, Рукоделие, конструкторы и прочие развлечения, Фоторепортажи
Путеводитель по каналу. Часть 3: Видео, О кино, телевидении, сериалах и радио, Галереи
Я на Автор.Тудей Регистрируйтесь, читайте, не забывайте ставить лайки