В последний год слово "удаленка" стало родным и знакомым повсеместно. Так сложилась жизнь, что многие на себе испытали все прелести удаленной работы. Кому-то понравилось, кому-то не очень, однако факт остается фактом.
Многие в связи с этим решили уйти в самозанятость и предлагать свои услуги через Интернет. Ну и, конечно же, подавляющее большинство этих людей - это специалисты из сферы интернет-маркетинга. Эти люди и раньше любили работать удаленно, а теперь - просто сам Бог велел.
Несмотря на популярность такого метода работы, вопрос о деловых отношениях в сети остается открытым. То там, то здесь можно услышать жалобы с обеих сторон - на хамство, вторжение в личные границы (когда пишут по ночам, или рано утром, в выходные дни и т.п.), да и откровенный обман и кидалово, как со стороны заказчиков, так и со строны исполнителей отнюдь не редкость, к сожалению.
Подозреваю, что культура деловых отношений в Интернете сложится еще не так скоро, как хотелось бы. Тем не менее не стоит забывать, что эта культура зависит от нас с вами.
Важно помнить, если вы решили предлагать или приобретать услуги удаленно с использованием возможностей сети Интернет, то вам в любом случае не избежать прямого взаимодействия с заказчиком или исполнителем. Однако взаимодействие это происходит не в реальной жизни, а с использованием интерактивных технологий, доступных сегодня повсеместно. Именно это обстоятельство часто приводит к возникновению различных недоразумений и непонимания между заказчиком и исполнителем.
Интернет стирает границы - георграфические, возрастные, временные и прочие. Чтобы избежать возникновения трений и заказчикам, и исполнителям следует помнить основные принципы ведения деловых отношений. Все принципы ведения и поддержания деловых отношений в реальной жизни одинаково применимы и к деловым отношениям в Интернете.
Если вы всегда будете об этом помнить, вам легко удастся избежать различных казусов и прямого обмана. Сама я работаю фрилансером уже более 19 лет с перерывами и отмечу, что меня обманули лишь однажды. Поэтому я собрала рекомендации, которые помогут и исполнителям, и заказчикам оставаться в рамках деловых отношений. И несмотря на кажущуюся доступность исполнителя/заказчика (ведь в любой момент можно написать в мессенджер), не переходить известные границы.
Главное: не допускайте неформального общения и панибратского отношения. Как с заказчиками/исполнителями, так и с коллегами "по цеху".
Деловая переписка
В личном общении в сети Интернет давно уже принято писать многие слова сокращенно или просто вразрез всем правилам русского языка (что – че, спасибо – спс, пожалуйста – пжста и прочее).
Интернет, как я уже сказала, стирает не только географические границы, но и возрастные ограничения, и в сети все, как правило, друг с другом на «ты».
Помните, даже несмотря на то, что общение косвенное и прямого контакта с исполнителем/работодателем у вас не происходит, однако репутация вещь отнюдь не мифическая и в сети Интернет. Обращайтесь к деловому партнеру на «вы», соблюдайте правила делового общения и этикета и, что немаловажно, правила русского языка в деловой переписке. Особенно, если вы копирайтер 😉
Конечно, при взаимодействии частных исполнителей и заказчиков в сети нет особых требований к деловой переписке, кроме таких общепринятых правил, как:
- Приветствие – не «привет», а «здравствуйте» или «добрый день».
- Уважительное обращение – не «ты», а «вы», реже «Вы». В Интернете в принципе не принято писать обращение "вы" с большой буквы.
- Подпись – несмотря на то, что в деловом общении в конце письма принято писать – «с уважением…», это правило при длительной переписке по какому-то определенному вопросу допускается не соблюдать. Однако подпись в деловом письме – при условии, что переписка ведется по e-mail, необходима. Как правило, подпись фиксируется в настройках почтового клиента. Вы можете создать несколько подписей и выбирать подходящую случаю. Также очень желательно указание контактов в подписи – телефон, whatsapp, телеграм. Также сегодня можно создать QR код с вашими контактами и использовать его в подписи - очень удобно, кстати.
Как избежать мошенничества в удаленной работе?
Основная сложность деловых отношений в сети Интернет – большая доля мошенничества. При том, как со стороны заказчиков, так и со стороны исполнителей. В этом случае очень помогают специализированные биржи – платформы для взаимодействия исполнителей и заказчиков. Такие биржи дают определенную гарантию защиты от мошенничества обеих сторон.
Однако и тут не обходится без определенных минусов, основной из которых – агентские проценты, которые взимает биржа за предоставление возможности установления деловых контактов. Но даже и специальные сервисы не всегда способны уберечь от разногласий в процессе делового общения заказчиков и исполнителей.
Избежать возможных трений вам помогут советы, которые я собрала на основе собственного опыта.
Советы заказчикам
- Конкретизируйте задание – составьте подробное техническое задание (ТЗ) для исполнителя – Что? Где? Когда? Зачем? С какой целью? Для какой целевой аудитории? Стоимость, которую вы готовы оплатить. Чем более подробно вы опишете свои требования, пожелания и условия, тем больше вероятность получить именно то, чего вы ожидаете.
- Отнеситесь серьезно к выбору исполнителя вашего проекта.
- Будьте готовы работать по предоплате.
- Не стесняйтесь настоять на заключении договора, тем более, что сейчас многие фрилансеры работают как самозанятые. Это позволяет официально оплачивать услуги специалиста-фрилансера со счета организации.
Советы исполнителям
- Внимательно читайте ТЗ, предоставленное заказчиком. Если у вас возникли какие-либо вопросы – не бойтесь уточнить, во многом от этого зависит качество и результат вашей работы.
- Не беритесь за выполнение проекта, если вы не уверены в своих силах.
- Помните, репутация исполнителя-фрилансера – это его «все». Репутация часто имеет вес больший, чем портфолио.
- Обязательно берите предоплату - как минимум в размере 50%. Я давно работаю по 100% предоплате. Без вариантов. Такой подход сразу отсеивает недобросовестных заказчиков.
- Зарегистрируйтесь в качестве самозанятого - это позволит вам получать больше интересных и дорогостоящих проектов.
- Не забывайте главное: качественно и в срок выполненная работа – залог успеха и появления постоянных заказчиков.
Общие рекомендации по выстраиванию деловых отношений в Интернете
Разница во времени
Часто бывает так, что заказчик и исполнитель живут в разных часовых поясах. Иногда разница во времени может составлять более 10 часов. Как быть в этом случае?
Здесь следует обговорить удобное для всех время, в которое вы сможете созвониться или обсудить детали проекта и ход работ в чате.
Большинство вопросов можно решить с помощью голосовых или текстовых сообщений, которые каждая из сторон может отправлять в удобное для себя время.
Если разницы во времени нет, придерживайтесь стандартных рабочих часов. Не пишите в выходные, поздно вечером, рано утром и т.п. Если вы не можете в рабочее время, то во внеурочное время пишите на e-mail.
Если вам написал заказчик или исполнитель поздно вечером/рано утром в мессенджер, рекомендую не отвечать мгновенно, а ответить в рабочее время. Такой подход позволит дисциплинировать вторую сторону отношений.
Звонки
Мне, например, категорически не нравится, когда заказчики звонят без предварительной договоренности. Если у вас также, обговорите с заказчиком/исполнителем, что предпочтительно общение через мессенджер, о созвоне - договариваемся заранее.
Индивидуальный подход
Многие заказчики, отдавая предпочтение частному исполнителю, а не агентству, делают это именно потому, что ожидают к себе большего внимания и индивидуального подхода. И их можно понять.
Однако, хочу напомнить, что уважаемые заказчики также делают этот выбор в надежде сэкономить. И два эти мотива, мягко говоря, не сочетаются друг с другом, согласны? Индивидуальный подход дорого стоит.
Что могу тут посоветовать. Не забывайте, что фрилансер - всего лишь человек, и он никак не может жить исключительно на те деньги, которые получает с вашего проекта. Особенно, если это проект краткосрочный с небольшим бюджетом. А это означает, что ваш проект у него не один. И он просто физически не может посвятить вам и вашему проекту 24 часа в сутки. Да это и не требуется в большинстве случаев. Поэтому не названивайте и не написывайте исполнителю по 10 раз в день. Это как минимум раздражает.
Исполнителям в таких случаях рекомендую все-таки не раздражаться и не говорить клиенту в лоб - вы у меня не одни. Вежливо скажите, что вам сейчас неудобно говорить и вы ответите в рабочее время, например. Тем более, если вопрос не срочный. Если время рабочее, уделите внимание клиенту, а затем договоритесь о дате и времени вашего следующего созвона. Если клиент очень настырный и не хочет держаться в рамках делового общения, рекомендую мягко и деликатно ему на это указать, а также сообщить, что дополнительные консультации оплачиваются отдельно.
Часто бывает так, что клиент требует, чтобы исполнитель объяснял ему каждый свой шаг, а это уже консультация. Например, у меня консультация входит в некоторые тарифы, но не ежедневная по нескольку часов. Об этом стоит предупредить клиента заранее, чтобы избежать подобных недоразумений в будущем.
Коммерческое предложение
На этапе формирования коммерческого предложения (КП) для заказчика не страйтесь преуменьшить стоимость своей работы. Во-первых, если вы поставите стоимость ниже, то в последствии, если проект будет отнимать много времени (особенно, если клиент хочет индивидуального подхода), вы будете тратить много энергии впустую. Во-вторых, если заказчик не готов оплачивать вашу работу по ее реальной стоимости, значит это не ваш заказчик. Не хватайтесь за проекты ради денег. Старайтесь выбирать такие проекты, которые будут вам интересны и помогут вам расти, как специалисту. Это всегда и интересно, и прибыльно.
Ставьте не только реальную цену за свою работу в КП, но и подробно описыватйе, что включено в эту стоимость, чтобы впоследствии не было недоразумений и требований, которые вы не учли.
Желаю вам успешной удаленной работы и надеюсь мои советы и рекомендации помогут вам правильно и корректно выстраивать деловые отношения в Интернете.