Найти тему

Мифы древнего Египта.

Оглавление

Дети Нут и Геба.

Великий бог Осирис был сыном Геба и Нут, но он не должен был появиться на свет. Благодаря чуду, а скорее, даже хитрости родился бог, и вот как это произошло.

Нут была богиней неба. В начале времен она не простиралась над землями Та-Кемет. Ее мужем был бог земли Геб. Они жили слитые в вечном союзе, и не было между ними никакого раздора. От их союза рождались дети — многочисленные звезды, которые и по сию пору украшают тело Нут.

Однажды богиня настолько проголодалась, что не придумала ничего другого, как съесть несколько звезд. Вскоре она вошла во вкус и проглатывала все яркие светила каждое утро, снова рождая их каждый вечер. Ее муж Геб ужаснулся, когда узнал об этом. Он назвал жену свиньей, пожирающей собственных детей. Начали супруги ссориться, и едва не наступил хаос, ведь не было порядка ни на земле, ни на небе. Тогда они приняли решение жить отдельно друг от друга. Изогнулась Нут куполом над Египтом со своими детьми-звездами, а Геб возлег внизу, а между ними, чтобы муж и жена не вздумали осыпать друг друга бранью, встал бог воздуха Шу. Так бы и закончилась эта история, но узнал о споре бог Ра.

Верховный владыка пришел в ярость из-за поступка Нут. Он проклял ее и сказал, что не суждено богине неба больше родить ни одного ребенка ни в один день года. Нут ужаснулась и горько заплакала. Вовсе не хотелось ей отныне оставаться бездетной, ведь она надеялась родить в будущем великих богов, а не только звезды. Она пала на колени перед верховным богом и стала умолять его смилостивиться.

Сначала Ра был непоколебим, но затем слезы Нут тронули его. Он поднял богиню с колен, утер ее глаза, но объяснил ей, что сделать уже ничего нельзя. Даже сам владыка и создатель Вселенной не мог отозвать столь великое проклятие, даже Исида не была способна повлиять на это, ведь она еще не появилась на свет. Придется Нут смириться с тем, что отныне она бесплодна.

Впала богиня неба в черное отчаяние — и хлынули с неба потоки дождя, залившие землю. Пошла она куда глаза глядят и набрела на мудрого Тота — бога-писца с головой ибиса. Он, увидев горе богини, спросил ее, в чем дело. Рассказала Нут все, как есть: быть ей теперь бездетной, потому что проклятье отменить никак нельзя. Выслушал ее Тот и задумался. Действительно, заклятье Ра никто отменить не в силах, даже он сам, но ведь Тот был богом мудрости! Задумал писец перехитрить самого Ра и, утешив Нут и наказав ей не лить слез попусту, отправился в гости к Луне.

Когда-то давным-давно, задолго до того, как Ра покинул землю и вознесся на небеса, даже до того, как стал он совершать путешествия в своих ладьях, богиня правды Маат создала время и разделила год на равные части — сезон Разлива, сезон Всходов и сезон Урожая. В каждом из этих сезонов было четыре месяца по 30 дней. Таким образом, год состоял из 360 дней. Один год был посвящен Солнцу, а другой Луне, чтобы им не ссориться и не делить между собой небо. И так было заведено много лет.

Шел именно лунный год, и отправился Тот к Луне, ибо задумал изменить существующее положение вещей. Луна встретила мудрого бога, как дорогого гостя. Одной приходилось ей сиять с неба, только звезды окружали ее, но они были еще юны, поговорить с ними особо не о чем, потому она рада любой сплетне. Луна усадила гостя на циновки, расставила перед ним все яства, какие только смогла найти, и принялась расспрашивать о новостях. Тот с благодарностью подкрепился, выпил пальмового вина, сделал вид, что слегка захмелел, и стал рассказывать обо всех событиях в Та-Кемет. Только об одном умолчал он — о гневе и проклятии Ра.

Луна, обрадовавшаяся такому вниманию со стороны гостя и обилию сплетен, которые ей удалось узнать, предложила Тоту сыграть в сенет — лишь бы он как можно дольше задержался в ее доме. Бог мудрости с легкостью согласился и спросил Луну, какой же будет ставка в их игре? Та растерялась — у нее ничего не было, кроме света, который изливала на земли Египта по ночам, но отдать его никак не могла, ведь сам Ра поставил ее над временем, она не владела им, а лишь распоряжалась. Тот начал уговаривать Луну, чтобы она поделилась с ним хоть каплей, никто ничего не заметит. Так хотелось царице ночного неба подольше задержать гостя, что после недолгих уговоров она поддалась, и боги сели за игру.

Только не знала она, что Тота нельзя переиграть, ведь он мудрее и хитрее всех. Когда стали боги подводить итог, выяснилось, что должна Луна Тоту целых пять суток, и пришлось ей отдать победителю законный выигрыш. Бог мудрости прибавил пять суток к солнечному году, и стало в лунном 355 дней, в солнечном же 365, а чтобы Ра, рассердившись за хитрость, не проклял и эти дни, Тот посвятил их самому владыке-создателю.

Ра и в самом деле пришел в ярость, но, польщенный тем, что ему посвятили пять дней, сменил гнев на милость да еще и посмеялся от души над хитростью бога-писца.

Когда наступили те пять дней, что не были прокляты, у примирившихся Геба и Нут появилось пятеро детей. Старшим был Осирис. Когда он родился, земля и небо содрогнулись, — и голос с неба возвестил богам и людям, что на свет явился великий владыка, царь над всем сущим, и призван он править богами и нести мир и процветание. Тут же по всей земле устроили великие празднества, на которых прозвучали сотни благодарственных гимнов. Младенец был очень красивым, и сам Ра, увидев его, испытал восторг и радость, и полюбил Осириса, и завещал ему в будущем трон Египта.

-2

Во второй день родился Гор Бехдетский. Лицо его, в отличие от смуглого Осириса, было белым, а волосы — сияющими, точно солнечный свет. Когда он вырос, то сражался вместе с Ра, сокрушая его врагов.

В третий день появился Сет. Он был маленьким и уродливым, и с первых минут стало ясно, какой у него дурной нрав — такие злые взгляды бросал он на окружающих. Лицо его было красным, глаза узкими и воспаленными, а волосы огненно-рыжими, как пески пустыни на закате. Вышел он из бока Нут, и все решили, что этому младенцу не следовало появляться на свет. С тех пор третий день недели всегда считался несчастливым: принятие любых важных решений и проведение ответственных дел египтяне планировали на другое время.

-3

В четвертый день родилась Исида — великая волшебница, покровительница детей, жизни, женственности, любви, защитница живых и мертвых.

-4

На пятый день появилась Нефтида, и стала она властвовать над сумерками, защищать мертвых, покровительствовать плакальщицам и авторам скорбных песнопений. Когда она повзрослела, то родила сына Анубиса, ставшего проводником душ в загробный мир. Эти пять дней, хотя и были причислены к солнечному году, стали отмечаться отдельно. С той поры устраивались в это время большие празднества, посвященные родившимся богам. Во время смены лунного и солнечного годов весь Египет погружался в веселье, прославляя детей Нут.

Если вам понравилась статья то прошу оставить лайк и подписаться на мой канал.

Все картинки взяты из свободного доступа сети интернет.