В период одной из самых разрушительных войн пленные были с обеих сторон. Если о зверствах фашистов известно много, то об отношении красноармейцев к захваченным солдатам известно гораздо меньше. Тем не менее полную картину о взаимоотношении советских солдат с плененными ими немцами все же можно составить опираяся на воспоминания как советских, так и немецких бойцов
Кого красноармейцы уважали?
Как позже рассказывали ветераны в своих воспоминаниях, в первые дни войны к немногочисленным на тот момент пленным немцам они относились больше с интересом, чем с ненавистью. Порой красноармейцы даже делились с ними едой и махоркой. В их глазах солдат, у которого не было в руках оружия, уже не был заклятым врагом.
Все изменилось после того, как Красная армия разгромила немцев под Москвой и погнала их на запад. По мере того, как солдаты брали под свой контроль деревню за деревней и видели, какие зверства те творили в отношении мирного населения, ненависть к врагу росла.Порой даже в порыве ярости и мщения, солдаты устраивали самосуд над фашистами.
Тем не менее, несмотря на ожесточенные сражения, был ряд солдат к которым бойцы Красной армии относились даже с уважением. В первую очередь это были обычные солдаты Вермахта, храбро сражавшиеся в бою и не имевшие отношения к расправам над мирным населением.
Очень хорошо относились и к тем, кто был ранен. Пойманная пуля была признаком смелости. В госпиталях к ним относились так же как и к советским солдатам Тех же, кто отсиживался в штабе, за солдат не считали и относились к ним с презрением. Вот что об этом говорил офицер Вермахта Вольфганг Морель, попавший после ранения в советский госпиталь недалеко от Владимира:
К третьей категории относились солдаты Вермахта, которые сдавались на милость Красной армии целыми подразделениями. Для советских бойцов в этом случае был очевиден тот факт, что солдаты противника сдаются не из трусости, а по приказу командира. Поэтому и отношение к ним было соответствующее. Федор Ильченко - тот самый, что обнаружил генерала Паулюса в Сталинграде, в своих воспоминания рассказывал, как наши бойцы делились хлебом и махоркой с изнеможденными немцами, а порой даже и накидывали свои шинели на закоченевших немецких солдат.
Совсем другое отношение у Красноармейцев было к членам СС. Но и здесь были исключения. Рассмотрим их более тщательно.
Как относились к эсэсовцам?
К членам СС отношение было крайне отрицательное. Все потому, что эти войска считались элитой немецких войск, но по факту в них набирали всякий сброд. Именно они отправлялись на зачистки мирного населения и творили зверства в концлагерях. За это их даже свои солдаты Вермахта презирали.
Поэтому красноармейцы относились к ним с той же жестокостью, которую фашисты творили с мирным населением захваченных территорий. Но и среди членов СС встречались те, кто получал свою каплю уважения. Ярким примером этому может служить бригада СС под командованием Владимира Гиля, которая практически в полном составе перешла на сторону советских партизан. Причем за все время войны, этот случай перехода был далеко не единственным. Эти солдаты переходили на сторону русских. Они всячески способствовали победе над фашизмом.
Кроме того, если среди солдат СС встречались врачи, к ним тоже относились снисходительно. Считалось, что медик – он везде медик. И неважно, какой он национальности.
Таким образом, к пленным русские солдаты относились довольно неплохо. Каждый получал по заслугам. В русских лагерях для пленных и кормили лучше, чем у немцев, и медпомощь им предоставлялась чаще, чем в концлагерях.
Позже военнопленных в СССР использовали, как рабочую силу. Они должны были заново отстроить все то, что разрушили Например, район Курьяново в Москве полностью построен пленными. Здание МГУ тоже реставрировали немцы. Сюда же можно отнести Петрозаводск, Волгоград и Пермь, а также многие другие объекты на территории России.
Наш Telegram канал: https://t.me/joinchat/VFwrfBZgfHUfQldh