«Учение Маркса всесильно, потому что оно верно. Оно полно и стройно, давая людям цельное миросозерцание, непримиримое ни с каким суеверием, ни с какой реакцией, ни с какой защитой буржуазного гнёта.» (В.И. Ленин. Три источника и три составных части марксизма).
Что стоит за таким уровнем аргументации? Что вызвало потребность в таком «миросозерцании»? Когда и почему это появилось? Чему служило и служит? Не интересно ли попытаться понять? Попытаемся.
Чтобы иметь точку отсчёта, давайте вспомним, когда появились термины «капитализм» и «коммунизм». По поводу «капитализма» Википедия сообщает: «Слово «капитализм» появилось вначале во Франции, затем, с 1860-х годов, — в Германии, позднее — в Англии[11]. Первоначально слово имело оттенок критики классового общества. «Капитализм» впервые встречается в 1842 году во французском словаре Ришара в качестве новой языковой конструкции. Первое использование термина «капитализм» в его современном смысле связывают с французским социалистом Луи Бланом и датируют 1850 годом[12]«. Там же о «коммунизме»: «В современном виде слово заимствовано в 1842 году из французского языка, где communisme является производным от commun — «общий, общественный»[5]. Уже в 1830-е годы этот термин, вслед за термином «коммунист», появился во Франции, им обозначали себя и свой идеал радикальные сторонники обобществления собственности и жизни трудовыми общинами[6][7]. По новейшим исследованиям, термин появляется уже во время Лионского восстания 1834 года в кругу фурьеристского Общества прав гражданина и человека, но лишь в 1840 году входит в пространство политической дискуссии[8]. Именно в 1840 году в Париже начали выходить несколько коммунистических журналов[9].»
Пока для себя можем заметить, что понятие «коммунизм» возникло раньше, чем «капитализм». Считается общепринятым, что эти понятия характеризуют «общественный строй». С каких пор? «До середины 1920-х годов в СССР не существовало единого стандарта для макета учебных и просветительских материалов по политической экономии и другим курсам, входящим в группу предметом по историческому материализму. Ввиду отсутствия в трудах Маркса-Энгельса-Ленина однозначного списка общественно-экономических формаций, в различных изданиях могли фигурировать разные авторские концепции этих списков.
После войны группа продолжила работу; как минимум четыре раза в 1950–1952 году Сталин собирал её участников в Кремль, где проводил длительные обсуждения концепции учебника. Все участники группы были упомянуты в качестве соавторов учебника, вышедшего в 1952 году под редакцией академика Островитянова. Указания на В. В. Струве как якобы чуть ли не автора всей пятистадийной схемы[7], ошибочны: вклад этого известного востоковеда-египтолога в дискуссию ограничен высказываниями сугубо по азиатскому способу производства; его фамилии нет ни в составе группы академиков, работавших над макетом со Сталиным, ни среди членов редколлегии нового учебника. В окончательном виде пятистадийная схема (на жаргоне — «пятичленка») выглядит следующим образом:
- первобытно-общинный (первобытный коммунизм);
- рабовладельческий;
- феодальный;
- капиталистический (включая империализм как высшую стадию);
Итак, привычное нам деление на «общественные формации» ввёл последний «классик марксизма-ленинизма» И.В. Сталин во второй половине 20-го века. И это при том, что сам основоположник выделял другие, а именно: «Карл Маркс не постулировал, что вопрос общественно-экономических формаций окончательно решён и выделял в разных трудах разные формации. В предисловии к «К критике политической экономии» (1859) Маркс назвал «прогрессивные эпохи экономической общественной формации», которые определялись по общественным способам производства, в числе которых были названы:
- азиатский;
- античный;
- феодальный;
- капиталистический. (Википедия).
Не будем анализировать разногласия, выделим сходство. «Классики» сходятся лишь в одном: общественный стой характеризуется отношением к средствам производства. То есть, если совсем просто: «Кто встал, того и тапки». Какой смысл стоит за этим? Давайте разбираться.
Нарисуем для себя хронологическую последовательность, вдоль течения которой мы с вами ещё недавно строили коммунизм у себя, и помогали «товарищам» по всему миру переходить к нему через другие «недоразвитые» общественные формации, преодолевая бешеное сопротивление гибнущего капитализма во всём мире.
1613-й год. Распад Всемирной Империи Рюриковичей. Победа Реформации в Европе. Приход к власти Захарьиных-Романовых в России. Делёж мировых богатств. Упразднение власти рода, установление власти денег. Начало европейских и мировых войн, в том числе религиозных. Создание огромных армий и современного бюрократического управленческого аппарата.
1789 год. Богатства Империи проедены. Французская революция (фр. Révolution française [ʁevɔlysjɔ̃ fʁɑ̃sɛːz]) – период радикальных политических и социальных изменений во Франции, который начался с Генеральных штатов 1789 года и закончился образованием Французского консулата в ноябре 1799 года. Многие из идей революции считаются фундаментальными принципами либеральной демократии[1], в то время как такие фразы, как «Свобода, равенство, братство», вновь появлялись в других восстаниях. Принято считать, что причинами революции являлась комбинация социальных, политических и экономических факторов, с которыми существовавший режим оказался неспособен справиться. В мае 1789 года повсеместный социальный кризис привел к созыву Генеральных штатов, которые в июне были преобразованы в Национальное собрание. Собрание приняло ряд радикальных мер, включая отмену феодализма, государственный контроль над католической церковью и расширение права голоса.
Следующие три года характеризовались борьбой за политический контроль, усугубляемой экономической депрессией и социальными беспорядками. Внешние державы, такие как Австрия, Великобритания и Пруссия, рассматривали революцию как угрозу, приведшую к началу Французских революционных войн в апреле 1792 года. Разочарование в Людовике XVI привело к учреждению Первой Французской республики 22 сентября 1792 года, за которой последовала его казнь в январе 1793 года. В июне восстание в Париже заменило жирондистов, которые доминировали в Национальном собрании, Комитетом общественного спасения, возглавляемым Максимильеном Робеспьером.
Это вызвало Эпоху террора, попытку искоренить предполагаемых «контрреволюционеров»; к моменту его окончания в июле 1794 года, в Париже и в провинциях было казнено более 16600 человек. Помимо внешних врагов, Республика столкнулась с серией внутренних восстаний роялистов и якобинцев; чтобы справиться с этим, в ноябре 1795 года к власти пришла французская Директория. Несмотря на ряд военных побед, война вызвала экономический застой и политические разногласия; в ноябре 1799 г. Директория была заменена Консулатом, что обычно считается концом Революционного периода.» (Википедия).
К концу 18-го века Европа пришла к состоянию из «Свадьбы в Малиновке», когда «У батьки нема золотого запасу!» Назад дороги нет, Империя похоронена, над ней возведена могила скалигеровской хронологии, нарисовавшей «светлое прошлое», которое «было всегда».
А вперёд — надо что-то придумывать. Ибо королей мало. А гильотина отлично справляется как с лидерами революции, так и с самими «революционерами». Кроме того, бесконечное раздувание армии и ухудшение положения нижних чинов могут развернуть штыки и в сторону власть предержащих, что в конце концов и произошло в России.
Материал — один — старый, хороший, как «финский холодильник Розенлев». Разделяй и властвуй!
Ключевое слово, которое товарищ Ленин (Ульянов) употребил к учению Маркса — «миросозерцание». Здесь и кроется причина возникновения и «коммунизма», сначала одного, а вослед ему и «капитализма». Здесь кроется и причина активного поддержания жизни определений, и имплантации их в жизнь, и убеждения всех в их «научности». Их «родители», даже играя роль их активных противников, продолжают пользоваться ими по прямому назначению — в виде погремушки (современных гаджетов) для отвлечения внимания детей (простого народа) во время и во имя «взрослых дел». «Простота — хуже воровства» было сказано ещё до исторического материализма, а остаётся нестареющей мудростью.
Так что же, никакого строя нет? Чтобы понять, придётся опять сплясать от печки. И тут нам снова верный помощник, родной всем язык, даже тем, кто об этом забыл. Само слово «строй» означает устройство, строение, если хотите «по-европейски» — организацию. А организация — то же самое размещение и взаимодействие органов, то есть, тот же строй.
Всё дело в том, что строй-то как раз есть! Ибо «Так ще нэ було, щоб нэяк нэ було!» Всё нуждается в строе и упорядочении, в той же организации и взаимодействии. Выскажу тезис, доказывать не буду, это сделает сама жизнь, у неё богатая практика. Однако, предлагаю намотать на ус, что выживет только то, что соответствует законам природы. Поскольку человечество — заметная, но не главная её часть, без которой она прекрасно обходилась миллионы лет. И, не дай Бог, безболезненно обойдётся ещё столько же.
Так вот, и «коммунизм», и «капитализм» — две формы одного и того же тумана, призванного охватить население и удовлетворить его потребность деления на две равные половины во мнении на один и тот же аспект бытия. И дать «воспитателям» заниматься своими делами, пока в песочнице идёт «идеологическая» война вместо настоящей. Что совсем не отменяет возможности возврата к реальной, если потребуется.
Строй же у человечества — один. Что в пещере, что в мегаполисе. Независимо от времени, географии, веры, сексуальной ориентации. Независимо вообще. Можете обижаться, но этот же строй установлен самой природой у наших родственников — обезьян.
У всех стадных животных строй определён биологически. Есть общая масса, и есть доминантные индивидуумы, из которых формируется вожак и окружение. Высокий уровень социализации человека допустил некоторое развитие этого строя. У людей во все времена возможны два типа строя: хорошо нам знакомые названия «демократия» и «деспотия». Демократия предполагает делегацию функций управления коллегиальному органу и контроль обществом процесса и результатов управления, сменяемость власти. Деспотия предполагает, что народ ещё не созрел, а царь (король, президент, директор, вождь, генеральный секретарь и т.д.) лучше знает, что надо народу, и осчастливливает его, даже против его воли, что часто выясняется вскоре после всенародного одобрения единственно верных решений. И всё! Код жизни — двоичный. И это — не «капитализм» и «коммунизм», а выбор и подчинение. Третьего не дано.