В январе 1944 года были возвращены два десятка исторических названий улиц и площадей в Ленинграде. До этого Невский проспект назывался проспектом 25 Октября, Садовая улица - улицей 3-го Июля, Литейный проспект - проспектом Володарского, Владимирский проспект - проспектом Нахимсона. Дворцовая площадь - площадью Урицкого.
Массовые переименования улиц – свидетельство нездоровой обстановки в обществе; значит, в социуме какое-то брожение. После Октябрьской революции молодая советская власть хотела показать, что она утвердилась всерьёз и надолго. В октябре 1918 года правительством Петрограда было принято решение о массовом переименовании улиц – поскольку приближалась годовщина революции. Большевики решили этот факт отметить на карте города. Затем тенденция продолжилась в двадцатых годах.
Похожая ситуация случилась после распада СССР. Во многих республиках начали убирать советские названия, но не по признаку того, что раньше было какое-то старое название, дореволюционное, а начали придумывать свои. И на Украине это было, и в Прибалтике. Кое-что они, конечно, вернули, а кое-что и запросто переименовали, но важно то, что все это было на политической волне.
А когда в обществе стабильность, тогда в ход идут какие-то разовые меры. Это сродни реставрационным работам, когда памятник архитектуры приводят к его историческому виду, возвращая ему прежний облик и убирая портящие вид надстройки или пристройки. Вот так примерно и с вопросом названий улиц.
В 2014 году в Петербурге переименовали набережную Робеспьера в Воскресенскую набережную. Почему вдруг выплыла набережная Робеспьера? Дело в том, что в топонимическую комиссию Петербурга обратился Александр Розенбаум с предложением переименовать набережную Робеспьера в набережную Вадима Шефнера, поскольку в январе 2015 года ему исполнялось сто лет. Но возвращение исторических названий и переименование – не одно и то же. Мы не переименовываем, не меняем одного исторического персонажа на другое. Это вне зависимости от отношения к Робеспьеру, к Шефнеру, к кому бы то ни было еще. Мы можем лишь возвращать исторические названия, а поскольку в письме Розенбаума речь шла о набережной Робеспьера, мы вспомнили, что несколько лет назад уже приняли решение о том, чтобы вернуть этому месту его прежнее название – Воскресенская набережная (имя Робеспьера ей дали в 1923 году).
Она упоминается в документах первой половины XVIII столетия, в период правления Анны Иоанновны.
Кто-то связывает новое-старое название — Воскресенская набережная — с религиозностью тогдашнего губернатора Полтавченко. Если бы это было так, то церковь предоставила бы Полтавченко собственный список, который есть в топонимической комиссии, и он бы предпочел воспользоваться им. Но, напомню, что, к примеру, Рождественские улицы уже давным- давно ждут своего часа, ещё со времён Владимира Яковлева, однако решения по ним нет. Они с 1923 года называются Советскими, с 1-й по 10-ю.
Алексей Ерофеев