21 августа 1911 года некий художник явился в Лувр, чтобы сделать копию с «Джоконды». Картины на месте не оказалось, сторожа предположили, что она у музейного фотографа. Несколько часов «Мону Лизу» искали по рабочим помещениям, пока до всех не дошло, что шедевр украден.
Похищение «Джоконды» стало главной мировой сенсацией. Газеты обвиняли в нём то шпионов кайзера Вильгельма, то художников-авангардистов. В качестве подозреваемых были допрошены Пикассо, Аполлинер и немецкие дипломаты.
Два года «Джоконду» никто не видел, пока 2 декабря 1913 года флорентийскому антиквару не предложили купить картину кисти да Винчи. Продавца задержали, и газеты всего мира опять запестрели портретами сеньоры. Оказалось, что 30-летний стекольщик итальянец Винченцо Перуджа по заказу Лувра изготавливал футляр для картины. Улучив момент, когда в зале никого не было, он просто снял «Джоконду» со стены, вынес на лестницу, вытащил холст из рамы, сунул под халат и ушёл домой. Положив «Мону Лизу» под матрас, он два года спал на ней, мечтая вернуть на родину шедевр, «украденный Наполеоном сто лет назад». Вор не подозревал, что да Винчи сам продал портрет французскому королю Франциску I за 250 лет до рождения Наполеона.
«Джоконду» с триумфом вернули в Лувр, а Перудже дали всего год тюрьмы, приняв во внимание его патриотические намерения. С тех пор «Мону Лизу» не воровали, но зато несколько раз покушались на неё.