Этот летчик прославился, как главный воздушный хулиган ВВС СССР, впервые стал известен после инцидента в Японском море.
Все началось с того, что в 87-ом году, когда корабль морских сил самообороны Японии, вопреки международному морскому праву, вторгся в советские территориальные воды.
Японский военный сторожевой корабль имел на борту боевую вертолетную авиацию. В тот день при патрулировании советских морских территорий на Дальнем Востоке, японский военный корабль с 2-мя вертолетами на борту обнаружил летчик Су-27 и герой этой статьи Василий Цымбал.
Так вот, обнаружив нарушителя, Цымбал сделал несколько заходов на японский корабль, давая понять, что они нарушили границу, и пора бы им убраться восвояси. Однако японский сторожевой корабль проигнорировал эти предупреждения.
Тогда он сделал еще несколько заходов, но поняв, что японские камикадзе не планируют менять курс, и что бы не накалять международное отношения с японцами, предпринял следующее.
Василий Цимбал спикировал на вертолетную площадку, где стояло 2 вертолета и на высоте 6 метров над ними, включил форсажный режим. От сильного потока выходящих газов от двигателей один из вертолетов рухнул в море.
Со следящим заходом на японский корабль, Цимбал сбросил на сторожевик приличную порцию авиационного топлива. Почуяв запах керосина, и поняв, что советский летчик не собирается с ними шутить и то, что следующим его действием на очередном заходе может быть отстрел тепловых ловушек, японцы не стали испытывать судьбу и развернули корабль.
Но эта история могла бы стать не замеченной никем, и стать очередной внештатной ситуацией при патрулировании границ СССР. Однако капитан японского судна доложил об этом инциденте военному руководству морских сил самообороны Японии.
Японское командование, связавшись с советским командованием ВМФ, предъявили претензии, мотивируя это как неуважение и недопустимые методы для предотвращения конфликтных ситуаций в нейтральных водах, которые в случае международной огласки будут расценены, как нарушение международного морского права.
В результате Василию Цимбалу был обвялен выговор и за этот проступок летчика перевели в Мурманск для дальнейшего прохождения службы. Как у нас говорится – подальше от греха.
Однако и заполярий регион не охладил пыл советского аса и еще больше прославил советского героя.
В то время в заполярном регионе было не очень-то спокойно. Натовские воздушные силы проявляли себя там слишком активно, периодически нарушая воздушное пространство советских воздушных границ.
Советским летчикам постоянно приходилось подниматься по тревоге и отгонять западных «гостей» от наших границ. Недовольным таким поведением непрошенных западных гостей Василий Цимбал продолжал обливать их керосином.
Результат был налицо, так как американские и норвежские пилоты по статистике стали все-таки реже злоупотреблять нарушениями советской границы.
Однако 13 сентября 1987 г. советские средства ПВО засекли над Баренцевым морем норвежский патрульно-разведывательный самолет Lockheed P-3 «Orion», который контролировал выход советских подлодок.
В тот день самолет-разведчик НАТО видимо настолько увлекся, что нарушив советское воздушное пространство, посчитал, что в связи со сложившейся накаленной обстановкой между СССР и США этот поход ему просто сойдет с рук.
По тревоге был поднят Су-27 с бортовым номером «36», одним из пилотов которого, конечно же был наш герой Василий Цимбал. Патрульно-разведывательный самолет Норвежских ВВС не реагировал на предупреждения и продолжал движение.
Конечно же тогда в 80-х в связи с накалившейся международной обстановкой, был строгий запрет для применения вооружения. И пилоты НАТО, конечно же об этом знали. К тому же еще в 87-ом отношения окончательно ухудшились благодаря принятию на вооружение СССР оперативно-тактического ракетного комплекса «Искандер».
По заявлению американцев ракеты Искандера могли быть оснащены как обычной, так и ядерной боеголовкой, что якобы нарушало подписанное соглашение в декабре 87-го года между СССР и США.
И что вы думаете? Конечно же Васили Цимбал в очередной раз залил нарушителя керосином «по самое не хочу».
При первом сбросе топлива перед носом у нарушителя, керосин образовал облако, которое и дезориентировало пилотов норвежского разведчика P-3.
Однако натовский самолет продолжил движение, и вышел на первоначальный курс, продолжая выбрасывать радио-буйки в советских территориальных водах.
Тогда Цимбал снизил скорость, зашел под брюхо нарушителя и начал его выталкивать. Но его старания были напрасны, и норвежцы продолжали выброс отслеживающей аппаратуры. Несколько выбрасываемых радио-буйков зацепили Су-27, что окончательно и возмутило советского летчика.
Василий продолжал маневрировать под брюхом норвежца до тех пор, пока в какой-то момент один из винтов Р-3 не задел киль Сушки. Так же один из осколков зацепил один из двигателей норвежского разведчика, и вывел из строя один из его двигателей.
Конечно же нервы у нарушителей сдали и им просто не оставалось больше ничего, как вернуться на базу на трех силовых установках. Однако Василий не останавливается на этом, догоняет обидчика, и по традиции заливает ему весь фюзеляж керосином.
После этого случая, как и во все предыдущие, все прошло бы незамеченным, но поступила жалоба от норвежцев, причем по линии министерства. После чего в западных печатных изданиях последовали публикации об этом инциденте с подробными фотографиями советской Сушки.
В срочном порядке командованием было принято решение перекрасить бортовой номер Су-27, который был закреплен за Цимбалом, с 36-го на 38-ой. Так же было принято решение в случае неудачного разбирательства и громкого скандала уволить Цимбала в запас.
Однако после нескольких официальных заявлений советского МИДа в защиту своего летчика, защищающего интересы собственного государства, все само собой улеглось и затихло.
Но Цимбал все же получил очередной выговор с последующим переводом в г. Крымск Краснодарского края, где встреча в небе с пилотами НАТО была маловероятна. Так же после этого случая в ВВС СССР были запрещены подобные маневры с выбросом топлива.
После этого случая в нескольких небезызвестных западных печатных изданиях Василия Цимбала прозвали главным воздушным хулиганом ВВС СССР.
Так же стоит отметить, что в музее военно-воздушной норвежской базы на острове Аннёйа до сих пор хранят пробитый двигатель этого разведывательного самолета, а рядом лежит кусок сломанного винта.
Несмотря на свою увлекательную карьеру, советский ас Василий Цимбал больше нигде не отличался выбросом топлива. Он так и остался жить в г. Крымск. Погиб Василий Цимбал в 2000 году в результате несчастного случая во время отдыха на природе.
Он со своим приятелем поехал под Крымском на рыбалку, где остановились на берегу одной из рек под горой. Однако ночью пошел сильный дождь, и все это горное месиво накрыло их лагерь. Тело главного воздушного хулигана СССР удалось найти только через несколько дней.
Так же читайте на моем канале: Конструкторам Ту-16 удалось снизить массу самолета более чем на 5 тонн