Итак, пришло время взяться за самое святое – за одежду. В предыдущих статьях, посвященных гарему и его обитательницам, я рассматривал организацию этого сообщества, некоторые интересные нюансы, однако все это вряд ли заинтересовало бы публику, если бы не роскошная одежда султанш и наложниц.
Давайте будем честными: в случае с мужчинами, интерес к гаремам основан исключительно на потенциальном обилии секса.
Женщины же обожествляют эту эпоху и эти заведения просто потому, что там можно было поносить на себе то, что другим и не снилось (ни тогда, ни сегодня). Так что сегодня темой будет барахлишко содержащихся в гареме женщин.
Здесь опять не обойтись без критики в адрес современных «окологаремных» сериалов, наложницы из которых имеют к своим историческим прототипам такое же отношение, как и современные сериальные «викинги» (реально больше похожие на смесь байкеров и хипстеров) к настоящим. Т. е. сходство весьма отдаленное.
То, что подают зрителю в сериалах, ориентируется в основном на современные представления о красоте, ибо создатели прекрасно понимают, что, если бы они показали гарем таким, каким он был на самом деле, доходы были бы в разы меньше, и не исключено, что проект и вовсе оказался бы убыточным.
Чтобы понять разницу, достаточно посмотреть на картины художников-ориенталистов, которые много и со вкусом писали, если и не собственно султанских наложниц, то хотя бы наложниц попроще.
И то, что можно увидеть на их полотнах имеет мало общего с современными европеизированными образами. Скорее всего, сериальные наложницы вообще не считались бы красивыми, да и их наряды не вызвали бы понимания в той среде.
Роскошь – прежде всего!
Если современные женщины могут состязаться друг с другом, используя различные стили, фасоны и пр, то в османском мире (да и не только) покрой платьев был довольно однообразным и с течением времени почти не менялся.
Ставка делалась на роскошь. Чем дороже ткани, чем больше на них украшений, чем больше тканей намотано – тем красивее считалась одежда.
«Забудь про стройность всяк в гарем входящий!»
Поскольку в ту пору обилие тканей на женщине считалось синонимом карсоты, то и о нарядах, подчеркивающих стройность фигуры речи не шло, тем более что и стройность там искать не стоило, ибо в почете были упитанные дамы, а наложницы, как замечали современники, отличались чудовищным аппетитом, поглощая отнюдь не салаты.
Почти все элементы гардероба были очень свободными и давали обилие складок, оборок и т. д. Для большинства основной одеждой были шальвары настолько широкие, что туда можно было бы вместить несколько наложниц. В талии они доходили до трех метров, так что, будучи подпоясанными они образовывали обилие складок.
Наряд дополнялся не менее просторной блузой, коротким жилетом и длинным халатом.
Османский унисекс
Многочисленные источники, а также историки моды, отмечали, что одежда наложниц почти полностью копировала мужскую и отличия наблюдались только в деталях. Так что не стоит думать, будто бы стиль «унисекс» придуман недавно.
У элитных наложниц наряды были более дорогими и даже имели некоторые отличия в фасоне, но небольшие. Увы, составить подробное описание их нарядов мешает нехватка информации, ибо султанш видели очень немногие. Часть информации известна только со слов евнухов.
Наряд как бремя
Любимой тканью был шелк, порой такой прозрачный, что сквозь блузу можно было даже оценить цвет кожи. Любимыми цветами были синий, красный и желтый.
Поверх необъятных шароваров и блузы надевали длинное платье с длиннющими рукавами. Нельзя сказать, чтобы это сильно улучшало вид султанши, но она должна была выглядеть предельно обеспеченной, а в понимании турок для этого следовало быть максимально закутанной, даже если из-за этого наряд превращался в душегубку.
Частично такие требования объясняют, откуда у наложниц была такая страсть к посещению бани: это было одно из немногих мест, где можно было дать телу подышать.
Одной англичанке довелось побывать в гареме в XVII веке и по ее словам наряд султанш состоял из все тех же розовых шальвар, отделанных парчой.
Поверх надевалась прозрачная блуза с глухим воротом и широкими рукавами до середины руки. Сверху женщины надевали подобие мужского камзола с очень длинными рукавами, который отделывался золотом и дополнялся пуговицами из драгоценных камней.
Часто наряд дополнялся все тем же халатом, который шился обычно из парчи и дополнялся мехом. Лица даже в пределах гарема обычно прикрывала вуаль.
Обувь и головные уборы
На ногах султанш обычно были шитые золотом белые сафьяновые туфли на высоком каблуке. Как вариант, туфли могли заменять «берцы», только очень изящные. Они также были очень высокими и на шнуровке, но, разумеется, шитыми золотом и с загнутым носком.
Голову украшали маленькие круглые вышитые шапочки. Также известно, что, по крайней мере обычные турчанки, прикрепляли к этой шапочке шарф, а поверх надевали еще одну, очень маленькую шапочку.
Разумеется, это должно было засвидетельствовать, что у мужа достаточно средств, чтобы позволить жене носить сразу две шапочки. Скорее всего, аналогичная демонстрация роскоши практиковалась и в гаремах.
Но шапочки с шарфами были не единственным украшением головы. Обитательницы гаремов еще вплетали в свои волосы множество разноцветных ленточек, которые свисали вниз ниже плеч.
Сами волосы заплетались в косы, которые тоже переплетались с лентами, концы которых имели кисти из жемчуга.
Сверху голову покрывал ярко окрашенный тонкий шарфик с бахромой, а уже поверх него надевались упомянутые выше шарфики.
Выйти в свет
Если наложница получала возможность выйти на улицу, что само по себе было удачей, то она надевала подобие паранджи, которая отличалась от паранджи обычных турчанок тем, что шилась из самого лучшего шелка, обычно лилового или розового.
Статусная паранджа имела огромный, доходящий почти до земли, капюшон, края которого отделывали дорогими тканями.
Сохранились довольно многочисленные упоминания об украшениях, однако перечислять их довольно бессмысленно. Вряд ли что-то изменится от того, что блуза застегивалась на горле на бриллиантовую пуговицу, а не на рубиновую.
И то, что шапочки на голове султанш украшались золотыми шпильками и розами из драгоценных камней тоже мало что изменит.
Суть сводилась к тому, чтобы драгоценностей было как можно больше, ибо именно так определялся статус человека в обществе в целом и в гареме, как в его мини-версии.
То, что носить на себе все это было не так-то просто – ничего не значило на фоне желания указать всем их место. Такие понятия как безвкусица и перебор с украшениями в турецком обществе не существовали. Чем дороже, чем больше, чем ярче, чем откормленнее – тем лучше!