Найти тему

Как охотничий пес стал святым

Оглавление

Между человеком и собакой – непреодолимая граница. По крайней мере, так учит христианство. Однако с точки зрения средневекового крестьянина не все так просто. В сознании сельских «простецов» религия приобретала… очень странный колорит. И деревенские обряды могли привести в ужас благочестивого монаха. Они и приводили в ужас!

Рыцарь, собака и змея

Это произошло недалеко от Лиона, во владениях сеньоров Виллар-ан-Домб… позднее местность войдет в состав Франции, но в те времена относилась к Священной Римской империи. Мы бы могли назвать этих селян «французами», только селяне так не думали.

Так вот! На берегу речушки Шаларонны (приток Роны) стоял замок, им владел какой-то рыцарь. У него была жена, младенец-сын, служанка и охотничий пес. Об именах людей история умалчивает, зато известно, как звали собаку: Гинефор.

Жан-Клад Шмитт, автор современной монографии о Гинефоре
Жан-Клад Шмитт, автор современной монографии о Гинефоре

Конечно, у хозяев замка было много дел, кроме младенца, да и служанка-няня от ребенка отвлеклась на миг… а потом в замке зазвучал истошный крик служанки, вслед за ним – крик матери. Убили!

Рыцарь вбежал… и что же он увидал? Колыбель перевернута, ребенка нет. Рядом стоит усталый, но довольный пес с окровавленной пастью.

Рыцарь отреагировал молниеносно и срубил собаке голову.

А зря.

Через минуту он увидел, что ребенок мирно спит под колыбелью, рядом с ним лежит огромная змея. Она и покушалась на младенца. Но ее загрыз после долгой борьбы героический пес Гинефор.

Несправедливо убиенный Гинефор был похоронен под грудой камней. Рядом с ней рыцарь посадил большое дерево.

По крайней мере, так гласит крестьянское предание!

Святой Гинефор, современное изображение
Святой Гинефор, современное изображение

Рыцарь давно скончался, его род угас, а замок был разрушен. Однако местные крестьяне продолжали помнить про святого пса, мученика Гинефора, и приходили к нему на могилу…

Domini canis

И в середине XIII века доминиканец-инквизитор Этьен де Бурбон услышал на исповеди от селянок, что они носят больных детей к некоему неизвестному святому.

– Как? Гинефор? Местночтимый? С этого места, пожалуйста, поподробнее!

Нет, не пугайтесь, инквизитор никого не сжег. Надо понимать, что на дворе еще стоит «мрачное» Средневековье, до «прогрессивного» Ренессанса с «Молотами ведьм» –века. Чтобы в XIII столетии стать жертвой инквизиции, надо быть упорствующим в ереси катаром. Домбским крестьянам это не грозило…

Однако Этьен де Бурбон узнал много интересного. И описал в своей книге.

Сельский обряд

Если у матерей-крестьянок заболевали младенцы, то это значило, по местным поверьям, что младенцев подменили духи леса («фавны» в интерпретации доминиканского монаха). А святой пес помогал отбить детей обратно.

Старуха, сведущая в магии, приводила мать с больным ребенком на могилу Гинефора. Младенца раздевали, пеленки развешивали на ветвях ежевики и призывали «фавнов». Две ветви двух кустов образовывали «арку», сквозь которую надо было девять раз перекинуть младенца из рук в руки (обряд исполняли старуха и мать). После чего рядом с младенцем зажигали три свечи… и уходили далеко, оставив на опушке голого на несколько часов. Святой Гинефор должен был сделать свое дело (то есть отбить дитя у духов леса), когда рядом нет людей

В конце концов, участники обряда возвращались. Если ребенок был еще жив, его девятикратно погружали в воду речки Шаларонны. Считалось, что теперь он будет здоровым.

По язвительному замечанию доминиканца, чтоб все это пережить, младенец действительно должен был обладать железным здоровьем.

Опушка леса святого Гинефора в наши дни, фотография Cú Faoil, Wikimedia
Опушка леса святого Гинефора в наши дни, фотография Cú Faoil, Wikimedia

Этьен де Бурбон собрал всех окрестных крестьян, произнес проповедь и объяснил, что пес не может быть святым. Выкопал «кости Гинефора» (интересно, чьи они были на самом деле?) и сжег вместе с кустами ежевики. По настоянию доминиканца, сеньор Виллар-ан-Домб запретил почитание святого Гинефора под страхом серьезного штрафа.

Эпилог

Шесть с лишним веков спустя, последняя треть XIX века. Франция, Третья республика. Местный фольклорист внезапно обнаружил, что крестьяне из исторической области Домб продолжают почитать святого Гинефора, зная, что это собака.

Каталог всех моих статей по рубрикам – в оглавлении.

Читайте также:

#история #культура #средние века #интересные факты #собаки #13 век