Найти тему

КАвЗ-685 – незаменимый помощник сельчан в СССР

Всем привет!

В Советском Союзе на базе грузовиков часто изготавливались простые автобусы небольшой вместимости для работы главным образом на селе. Я уже писал на канале об одном из первых таких автобусов – КавЗ-651, созданного на базе ГАЗ-51, однако уже в 60х гг. он морально устарел. И тогда появился новый КАвЗ-685, о котором я сегодня и расскажу.

Источник фото: fotobus.msk.ru
Источник фото: fotobus.msk.ru

При создании нашего героя советские машиностроители шли по такому же пути, что и в случае с КАвЗ-651: брали за основу серийный грузовик горьковского производства и переделывали его в простой капотный автобус. Так, внешний вид КАвЗ-685 сразу выдает многие черты ГАЗ-53, о котором я писал здесь.

Но надо сказать, что автобус на базе 53го появился более чем через 10 лет после запуска в производство базовой модели. В 1971 г. стали появляться первые опытные образцы, немногим отличавшиеся от серийных автобусов, а запуск в серию произошел два года спустя.

Самые первые КАвЗ-685 еще оставляли в себе некоторые черты от 651й модели, например, круглые задние фонари. В 1975 г. их заменили на прямоугольные, которые хорошо прижились не на одном поколении курганских автобусов:

КАвЗ-685 сзади. Источник фото: fotobus.msk.ru
КАвЗ-685 сзади. Источник фото: fotobus.msk.ru

Салон же автобуса по сути не изменился: также 21 посадочное место, низкий потолок, а вход для пассажиров через единственную дверь, открывающуюся вручную. Однако ж для села этого было вполне достаточно.

Салон КАвЗ-685. Источник фото: fotobus.msk.ru
Салон КАвЗ-685. Источник фото: fotobus.msk.ru

Под капотом же был установлен тот же мотор, что и у ГАЗ-53, объемом 4,25 л и мощностью 120 л.с. Осталась и главная беда этого двигателя – прожорливость: расход топлива стабильно держался на уровне около 30 л, но в СССР эта цифра никого не пугала из-за дешевизны горючего.

КАвЗ-685 модернизировался вместе с базовым ГАЗ-53. До 80х гг. автобусы имели «улыбчивый» передок, характерный для грузовика ГАЗ-53А:

Источник фото: fotobus.msk.ru
Источник фото: fotobus.msk.ru

Когда же появился ГАЗ-53-12, наш герой, ставший обозначаться уже КАвЗ-685М, тоже изменил лицо, и оно стало немного грустным:

КАвЗ-685М. Источник фото: fotobus.msk.ru
КАвЗ-685М. Источник фото: fotobus.msk.ru

Помимо этого, существовали отдельные модификации КАвЗ-685С для работы в северных широтах и 685Г для горной местности. Первые отличались усиленной теплоизоляцией в салоне, а вторые – улучшенными тормозами и ремнями безопасности и для водителя, и для пассажиров.

КАвЗ-685Г. Источник фото: denisovets.ru
КАвЗ-685Г. Источник фото: denisovets.ru

КАвЗ-685 и все его модификации выпускались до 1989 г., после чего последовал некий «переход» к следующей модели КАвЗ-3976. Переходные автобусы получили индекс 3270 и производились уже до 1993 г.

Классические же КАвЗ-685 еще долго оставались в строю. Неприхотливость машины, хорошая проходимость и простота в обслуживании позволяли использовать ее в основном в качестве служебного транспорта:

Источник фото: fotobus.msk.ru
Источник фото: fotobus.msk.ru

Сегодня же их остается все меньше. Однако в 2019 г. мне удалось увидеть этот автобус в Таллине. Снять я его не успел, но черты его мне хорошо запомнились.

КАвЗ-685 в Таллине. Источник фото: avto-nomer.ru
КАвЗ-685 в Таллине. Источник фото: avto-nomer.ru

Нынче же мне удалось побывать в музее ретро-транспорта в Красноярске и познакомиться с еще одним КАвЗ-685:

-9

КАвЗ-685 – простой советский автобус, тем не менее ставший неотъемлемой частью жизни на селе на период вплоть до 2000х гг. А сегодня встреча с уцелевшим автобусом этой модели может легко перенести в детство.

Остались ли такие автобусы в ваших городах или поселках? Пишите в комментариях, буду рад обратной связи.

А у меня на этом все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и до новых встреч!