Найти в Дзене

Давайте разрешим детям ошибаться

В последнее время часто наблюдаю за родителями и детьми. В мастерскую, где я занимаюсь керамикой, приходят семьи на мастер-классы. Большинство родителей контролируют и исправляют работы детей. Особенно, если дети маленькие.

Они плохо владеют руками и им сложно выполнять манипуляции с глиной. И родители много делают за них. Каждый раз мне хочется попросить их перестать. Я понимаю, что кривой кружкой перед друзьями не похвастаешься. Но, чтобы ребенок научился, он должен делать сам.

Обучение без ошибок невозможно. Даже мастера перед тем, как сделать что-то новое, изготавливают пробник. И не один. Только в фильмах бывают гении, у которых всё получается с первой попытки.

Некоторые мои ученики так боятся ошибиться, что вообще ничего не делают. Даешь домашнее задание. На следующий урок спрашиваешь: «Сделал?». Нет, не сделал. Попробовал, не получилось. Начинаем делать вместе и оказывается, что всё в порядке. Сам выполняет все примеры. Может просто было лень.

Или вот еще. На занятии даешь пример. «Я не знаю, что делать.» Начинаешь уговаривать, чтобы хотя бы попробовал. Любую идею. Смотришь, вроде решает.

В последнее время я стала просить детей сделать предположение. Каждый раз, когда ученик говорит, что не знает. Я отвечаю: «А ты предположи.» В подавляющем большинстве случаев оказывается, что идеи у него были. Более того, часто они оказываются правильными. Но из-за страха ошибиться, он предпочел ничего не говорить.

А если предположение не верное, это всё равно хорошо. Во-первых, ученик не побоялся высказаться. Во-вторых, становится понятно, где пробел. Это поправимо. Можно объяснить в какой момент что-то пошло не так. Тогда в следующий раз, он сделает правильно. Или с n-ой попытки. Но именно так и происходит обучение. Через самостоятельные действия и оценку результата.

Я предлагаю радоваться ошибкам детей. Возможно одна из них приведёт его к великому открытию. Прецеденты были.