В текущем году ввоз в страну праворульных японских автомобилей растет высокими темпами. Снова как много лет назад сегодня из Владивостока через Хабаровск и далее на западном направлении частные лица перегоняют для себя или не только для себя относительно свежие японские автомобили, также на федеральной трассе Хабаровск-Чита встречаются забитые под завязку автовозы.
А наши источники в городах от Урала и далее на восток сообщают, что все чаще зауральцы и сибиряки приобретают довольно-таки свежие (2016-2017 г.в.) праворульные японские автомобили.
Вот так население восточных районов страны отреагировало на текущее состояние российского авторынка и установленные еще в ноябре 2018 года правительством Дмитрия Медведева временного порядка ввоза в страну праворульных автомобилей. Праворульный японский автомобиль снова стал желанным. И что самое интересное, статистика только подтверждает вышесказанное.
По данным Дальневосточного таможенного управления, ввоз легковых автомобилей для личных целей за 9 месяцев 2021 года превысил показатель аналогичного периода 2020 года на 22,23% и составил 79 тысяч 745 единиц. Большая часть автомобилей прошла через таможни Приморского края.
В 2020 году ввоз легковых автомобилей через таможни Дальнего Востока составил 88 тысяч 438 единиц, что на 5,5% больше чем в "доковидном" 2019 году, или первого года действия временного порядка. Как видно из статистики, в 2021 году ввоз растёт опережающими темпами. И легко перевалит за 100-тысячную отметку. В общем рынок вернется в начало прошлого десятилетия.
А если учесть, что после посещения в августе текущего года Хабаровского края премьер-министром РФ Михаилом Мишустиным было дано распоряжение ведомствам продлить на год временный порядок ввоза на территорию РФ подержанных праворульных автомобилей без установки на них системы ЭРА-ГЛОНАСС. Такой порядок планируется продлить на 1 год – до 3 декабря 2022 года. Поток автомобилей из Японии будет только возрастать.
Как видим, борьба правительственных чиновников с праворульным импортом оказалась недостаточной, чтобы заявить об окончательной победе, о чем свидетельствует очередной перенос.
Перелистывая страницы истории, напомним, что впервые федеральный центр поставил первый заслон в 2003 году, когда объявил что резко повышаются налоги на мощные автомобили (>250 л.с.). Но поскольку таких монстров в импорте из Японии практически не было, были лишь единичные экземпляры Toyota Mark-II, этот шаг остался незамеченным. Затем стали ужесточать экологические требования, но Япония страна все же передовая, то эти нормы также практически остались мало замеченными.
Но вот самый серьезный удар был нанесен в 2009 году, когда к борьбе подключили таможенные пошлины, подняв их. В следующем 2010 году попробовали запретить ввозить автомобили с 11-значным VIN-номерами. Но в ответ получили массовые волнения в Приморском крае. Напомним, тогда под рев толпы была сожжена вазовская Lada.
Через 4 года власти снова попробовали «наехать» на правый руль, и НАМИ в новом проекте технического регламента стран Таможенного союза прописал запрет постановки на учет праворульных авто. Но тут опять пришлось отступить.
А в цифрах все это выглядит так. В тучном 2008 году к нам было завезено почти полмиллиона праворульных подержанных автомобилей из страны восходящего солнца. Меры, предпринятые в 2009-2010 гг дали снижение импорта до объема 110 тыс. б/у японских авто. Но затем наступили вторые тучные годы, и в 2013 году импорт увеличился и было ввезено 158 тыс. японок.
Конечно, в текущем году вряд ли будут повторены результаты 7-летней давности, но объем 2011 будет достигнут. А поскольку правительство еще на год продлит временный порядок ввоза. А спрос как видим есть: праворульные опять становятся популярны у зауральских и сибирских россиян.
Вдобавок, не надо забывать, что фактически через два года впереди самые главные выборы страны, и делать резких шагов по ужесточению ввоза в страну праворульных автомобилей власти вряд ли решаться.
И стоит отметить, что праворульный импорт способствует процессу электромобилизации. Вместе с автомобилями, оснащенными обычными ДВС, в страну попадают гибриды и электромобили.