В среде западной культуры развитие должно исходить из так называемого мыслительного контроля. Хотя все неупорядоченное, в высшей степени, произвольное мышление Запада совершенно не приспособлено, чтобы контролировать мысли, развивать мысли в строгом порядке, как раз здесь это необходимо в первую очередь.
Мы должны вырабатывать восприимчивость нелогичного, плохо контролируемого следования мыслей.
Обычный человек будет воспринимать каждый раз, когда будет сильно воздействовать на свои чувства, некий род боли. Но люди, которые к этому чувствительны, чтобы чувствовать неконтролируемые, неправильно построенные мысли, как болезненное, встречаются очень редко.
Это такая ступень, которую каждый когда-то должен проделать, не только по отношению к мышлению, но и по отношению к чтению западной литературы. Не исключается из этого также и большое количество книг теософской литературы. Там тоже натыкаешься на многие не контролируемые мысли.
Большинство людей современности мыслят непоследовательно. А каждая неконтролируемая мысль означает несовершенное уравновешение, невозможность привести себя в соответствующую связь с явлением. Это подобно выскальзыванию. А выскальзывание в физическом также является некой невозможностью привести себя в соответствующую связь с физическим миром. Мы должны развивать в себе такое сильное чувство для правильного до конца идущего мышления, что мы некий род физической боли могли бы ощущать, когда у нас самих или у кого-нибудь другого появляется неправильная мысль.
В обычной жизни невозможно свои мысли таким образом контролировать. Представьте, что вы, когда вы находитесь внутри в профессиональной деятельности, бываете вынуждены постоянно мыслить совершенно нелогично.
Тот же, кто сам хочет прийти к высшим познаниям, а не слушать о них от других, которые таковые имеют, тот должен начинать вырастать изнутри. Для этого нужно, как минимум на совсем короткое время дня, отключаться совершенно от всякой прочей жизни.
Нужно, - даже если у вас на это есть всего десять, пять или даже всего три минуты, - отдаться исключительно своей собственной внутренней жизни и таким мыслям, которые не принадлежат в нашей непосредственной культуре и повседневной жизни, но о которых сам знаешь, что они имеют высокое происхождение и являются мыслями, к которым можно иметь доверие.
Это отступление, эта жизнь и ткание в мыслительном мире, который очень строго упорядочен, такая самоотдача такому мысленному миру, хотя бы не короткое время, это есть то, что возместит нам все расстройство во внешней культуре. Тогда мы идем усиленные, с внутренним центром через повседневный мир, и ведем нас самих через мир повседневности потому, что мы мысль, которая хотя и не принадлежит к нашей упорядоченной жизни, из нашего поля зрения снова вынесена.
Не думайте, что вы в состоянии это делать постоянно! Вспомните только, как вы переходите улицу. Вы не являетесь господином ваших мыслей. Со всех сторон, совершенно без вашего участия, мысли из окружения на вас набрасываются, на ваше сознание действуют и благодаря этому играют так, что оказываетесь игрушкой сознания.
Пока вы не приобретете власть выкладывать мысли "по шнурочку", вы не можете ожидать внутреннего откровения. Такого становления господином мыслительного мира можем мы ожидать только тогда, если нам удастся хотя бы на очень небольшое время освобождаться от забот повседневной жизни и возвышать себя к идеалам. Когда достигается любовь к идеальным мыслям, то приобретается внутреннее усиление. Это не приходит с пониманием рассудочных мыслей.
Возьмем первую мысль из "Света на пути":
Прежде чем глаз сможет видеть, должен он слез лишиться.
Возьмите ее сегодня, завтра, и все снова и снова, и она станет в вас живой. И, когда вы все другое, что хочет примешиваться отклоните, тогда она станет, центром вашего существа, который живет и ткет в вас. Он будет вам показывать, что он может из себя вырабатывать другие мысли, что он бесконечно плодотворен.
И вы увидите, что вы своим внутренним преодолели наружное. Должна возникнуть чувствительность по отношению к неправильным мыслям. Должно быть так, как будто укололись, как иголкой, о неправильную мысль. Такое же должно происходить, когда вы читаете книги. Вы не сможете развить правильное мышление, если не будете ощущать боль при нелогичном мышлении.
Но правильное мышление нужно не просто понимать, но и любить. Вы должны мысль так любить, как любят ребенка. Своего ребенка вы видели сегодня, вчера и позавчера, и вы его всегда любите. Такое же должно происходить и мыслительным миром. Если вы думаете (верите), что вы поняли мысль, вы не должны выталкивать ее из сознания, а заботиться о ней все снова. Если вы это можете, тогда вы защищены некоторым родом мыслительного панциря.
Тогда наступает то, что является переходной стадией: борьба против того, что было нелогичным, прекращается, когда для вас мысль является таким же фактом, как стул.
Вы становитесь позитивным. Это знает тот, кто живет в духовном мире. Он знает также, что он все время окружен мыслями, как силами и могуществами, которые на нас действуют. Кто выработал чувствительность для этого, тот видит, какие мысли доброжелательные или злые посылают люди друг другу. Он видит, как они в них втекают, и он видит, как они отлетают (рикошетят).
Имеются люди, которые представляют примечательное явление. Они стоят, как бы одетые в кристаллическое тело (окружены им), в середине которого они живут. И от этого кристаллического панциря отскакивают все неподходящие мысли. Это люди, которые в таком смысле понимают медитативную жизнь, что изнутри строят свою внешнюю жизнь.
Они могут проверять, имеет ли их контроль за мыслями успех. Но не таким образом, что они говорят: Я теперь правильно мыслю! - но, когда они себе прикладывают барометр, который им может показать, как их мыслительная жизнь изнутри контролируется. Этим может являться для идущих путем познания, сновидческая жизнь. Для того, кто вещи в действительности узнает, будет это не в такой степень ценным, как для других людей. Для него это имеет другое значение, чем для тех, кто еще не в состоянии контролировать свою мыслительную жизнь.
У большинства людей сны наполнены пустыми беспорядочными волнами. Это прекращается совершенно, если мы отдаемся некоторое время медитативной жизни. Тогда сны приобретают глубокое символическое значение. В размеренности и красоте снов лежит барометр о мыслительном контроле.
Совершенно неправильно, что все сны можно отождествлять. Жизнь, которую разворачивает во сне человек, который свои духовные тела совершенствует, совершенно отлична от снов того, кто это не делает. Это знают имеющие духовный опыт. Тот же, кто не знает ничего другого, кроме того, что ему говорят его глаза и уши, что ему говорят языком, кто полностью растворяется в этом чувственном мире, тот во сне не может воспринять ничего другого, кроме пустой реминисценции чувственных впечатлений.
Человек должен чувствовать, что мы являемся членами "Всего" ( Всеобщей жизни), что мы за все, что существует ответственны. Кто не в состоянии так чувствовать, что он виновен вместе с тем, когда завтра кто-то украдет, тот также не в состоянии знать, как он связан со "Всем".
И он не в состоянии искать корни зла, если не имеет возможности и способности начать то, о чем говорится:
Ищи в сердце, - в твоем сердце, - корни зла, и вырви их. Ибо оно разрастается и пускает ростки в сердце восторженного ученика равно, как и в сердцах прочих детей мира!
Никто не может полагать, что он хороший, - даже, когда мы это можем, когда мы это на мгновение можем, - хотя бы немного сделать лучшем, чем это делают другие.
Мысль, что мы не лучше, чем многие другие, должна нас полностью наполнять. Что мы к примеру, сделали, чтобы сделать людей счастливее, в то время как мы живем таким образом, как мы сейчас живем, имея вокруг себя множество несчастных? Невежество есть один из корней страданий в жизни. Нечаянно, как это часто бывает, мы можем стать теми, кто наточит нож для того, кто обратит его во зло.
Только крепость способна это убить. Тем временем слабый должен ждать своего взросления, созревания, своей смерти.
Через мировой возраст это в людях разрастается, пускает ростки, даже вступает в цветение, но только, если бесчисленное множество жизней проходит.
Часто бывает, что только в позднейших инкарнациях наступает, что некто, кто уже однажды был высоко поднят, позже глубоко падает. Нередко к этому приходят, что глубоко знающий становится глубоко павшим. Некоторые авантюристические натуры трудно отличить от великих. Кто хочет ступить на путь самообладания, должен этот сорняк вырвать с корнем из сердца, даже если сердце будет истекать кровью, и вся жизнь казаться уничтоженной.
Воспримите это изречение почти буквально, но в духовном смысле. Примите, что в высшем смысле и стиле жизнь имеет ценность. Скажите себе: ради чего так бесконечно много ценного я наблюдал, и так бесконечно много я пережил, и не является ли это, возможно, совершенно бесполезным. Я должен начать новую жизнь, если я не хочу жить так, как привык; если я не под чужим влиянием, но через свое собственное внутреннее хочу образовывать жизнь.
Мы будем тогда внешне казаться прежними, но ведем жизнь из других побуждений. Мы будем ее вести исходя не из тщеславия, эгоизма, ради чувственных удовольствий, ибо мы этого уже не сможем, но из чувства долга, ибо это должно происходить из высших побуждений.
Но должен состоятся экзамен. Возможно, он приходит к тебе уже при первом шаге рискованного карабканья вверх к жизненному пути, а может быть и при последнем. Подумай, как следует: его нужно выстоять, - и направь все силы на выполнение; не в моменте можешь ты жить, и не в будущем, - только в вечности.
Кто живет в мгновении, у того ясновидящий может воспринять, как мысли внешнего мира в него, как копья втыкаются. Кто живет в вечном, от того отскакивают мысли, которые для него могут быть неблагоприятными. Не внешний успех, не то, чего мы можем достигнуть, есть то, что нас продвигает дальше, но что мы в каждом мгновении живем в вечном. Мы ничего не приобретаем, если мы этого добиваемся жадностью.
Не в будущем мы должны жить, а только в вечном. Там этот гигантский сорняк не может разрастаться. Уже только дуновение вечных мыслей гасит эти пятна из твоего существования.
Тогда приходит очередь совершенствования астрального тела. Так же, как мы через посредство мыслительного контроля работаем над ментальным телом, так мы должны работать над астральным телом через организацию памяти. Ее нужно контролировать, сделать ее предметом проверки. Это оказывает значительное влияние на всю жизнь. Вы должны отучаться, оглядываясь на свои поступки, иметь мысли покаяния. То, о чем вы вспоминаете, должно быть исключительно тем, на чем вы можете учиться делать лучше, учиться у прошлого применять память, чтобы наша душа стала более способной.
Когда мы наши воспоминания так настраиваем, что мы всматриваемся назад не любым образом, а также для очевидно незначительного, так смотрим назад, чтобы для нас было обучение, тогда мы укрепляем свой душевный костяк.
Когда мы таким образом контролируем свою память, тогда вырабатывается астральное зрение. Это превращает астральное тело в орган воли, который мы можем использовать. От слез мы можем отвыкать, антипатию и симпатию преодолевать тем, что сможем проявлять правильное восприятие наших представлений в воспоминаниях.
Если мы являемся господином нашей памяти и наших представлений, тогда мы достигаем нашей предварительной цели. Мы узнаем, что тот, кто этим не занимается, постоянно на себе должен чувствовать, что он зависит от любого духовного дуновения в своем окружении, как тростник колеблющийся от каждой мысли туда-сюда.
Нет никакого другого средства достичь астрального и ментального миров, как себя изнутри наружу для этого образовать. У того, кто свою способность воспоминаний организует, и вечером облаковидные образования формирует в регулярные лучеобразные образы, верхние части, которых выходят из сердца и головы, будет видно, что человек живет изнутри наружу.
Когда человек так далеко продвинулся, тогда ему не может ничего более повредить. В его присутствии мы можем ему посылать мысли ужаснейшего рода, и они вернутся назад, как бы его не задев. Он в медитативной работе образовал вокруг себя духовное покрывало.
Пояснение основных предпосылок для самостоятельного достижения высших познаний. Контроль мыслей
#антропософия #рудольф штайнер #эзотерика #воспоминания #контроль мыслей #мышление