Предупреждение: данный материал содержит описания психотипов персонажей фильма, интерпретацию их действий и их реакций на основании личного взгляда автора и его понимания психологии, так что оный психологический анализ может вызвать неприятные эмоции у некоторых читателей, не имеющих предрасположенности к копанию в глубинном психологическом обосновании смысла человеческих поступков.
1 часть "Начало" | 2 часть "Качели для Тоси" | 3 часть "Психологические защиты Фили Егорова и древесный нарциссизм Ковригина" | 4 часть "Психологическая травма Ильи Ковригина" | 5 часть "Анфиса против всех" | 6 часть "Спрячьте меня за плинтусом" | 7 часть "Признание Анфисы. Девчата на распутье" | 8 часть "Цирк приехал" | 9 часть "Любовь и ложки" | 10 часть "Дизлайк" | 11 часть "Слезы Анфисы"| 12 часть "Качели для Ковригина" | 13 часть "Финальная загвоздка"
Сцена 14. Что делать?
Девчата не спят: их беспокоит игривая активность Тоси и Ильи, вот уже два часа громко резвящихся под окнами. Стиль общения сладкой парочки больше напоминает детскую игру в салки, чем свидание мужчины и женщины. Тося перевозбуждена от новизны ощущений, она в восторге от недавно открытой в себе способности нравиться мужчинам. Илья же погружён с головой в детство, воспринимая Тосю с мальчишеской радостью: каждый извлекает из свидания свой ресурс.
Девчата гадают: зачем Ковригину нужен этот «несмышлёныш»? «А вдруг он действительно влюбился?» - неожиданно выдвигает романтическую версию Катя. Она даже отказалась звать Тосю через форточку. Хотя могла бы просто громко кашлянуть с кровати - на улице ее бы услышали. Но в угоду сюжету про условный знак она забывает: девчата должны промариноваться под звуки свидания минимум пару часов, чтобы у них проявились нужные сценаристу реакции.
Нервы Анфисы после двухчасового прослушивания неприятных звуков ковригинского токования не выдерживают и она сдаёт девчатам Илью: «Ой, да поспорил он на неё с Филькой». Вполне обоснованно поступая, учитывая его бессовестные и громкие ухаживания за Тосей прямо на виду и на слуху у неё - его официальной пассии. Не может она спокойно слышать и Катины «сказочки про любовь»: слишком сильна в ней блокировка собственных чувств.
Анфиса из тех, кто мечтает вообще ничего не чувствовать. Она будет улыбаться, внешне изображать силу и строптивость, хотя внутри умирать. Рвя на себе волосы и рыдая в подушку только тогда, когда ее никто не видит. И единственный верный путь к собственному комфорту она видит в том, чтобы заблокировать в себе эмоции воплощением в образ эффектной и грандиозной победительницы. Броню невозмутимости которой не пробить ничем. И обеспечив эмоциональную анестезию ношением прочной и ресурсной маски соблазнительницы и охотницы, она автоматом отключила в себе и противоположный полюс - весь спектр позитивных эмоций. Отчего и отрицает то, что так хочет из себя вытеснить: любовь, как проявление слабости и источник иррациональных поступков.
Мамвера проявляет высокую степень эмпатии, задумываясь, можно ли рассказывать все Тосе: «На всю жизнь потом людям верить перестанет». Очевидно, что у неё уже был подобный опыт обрушения веры в мужчин.
Тося наконец заходит в комнату и первым делом подходит к кровати Анфисы, делая в сторону Мастера реверанс за столь полезный урок: гранит науки соблазнения теперь колется как тонкий лёд на пути мощного атомного ледокола.
Девчата тут - главные. Даже фильм так назван. Роль коллективного разума в жизни отдельного индивида в советском обществе огромна. И именно «смышленые» девчата чувствуют на себе ответственность за судьбу «несмышленыша» и именно они будут пытаться взять на себя руководство над ней. Но ирония в том, что они не добьются своей цели: их неуклюжие усилия только вернее приблизят то, чего они все так справедливо опасаются.