Вы продолжаете спрашивать, что я думаю про IPO головной компании сети магазинов "Красное & Белое" и "Бристоль". Сразу скажу, что в виду крайне малого количества информации в этой заметке будет больше моих мыслей (и вряд ли они понравятся тем, кто спекулирует на теме IPO).
О компании
Mercury Retail управляет торговыми сетями под брендами «Красное&Белое» и «Бристоль», лидерами в сегменте компактных магазинов «у дома».
- №3 продуктовый ритейлер в России (после X5 и Магнит)
- №1 российский ритейлер в сегменте “ultra-convenience”
- №1 по продажам алкоголя, пива и табака в России
Все помещения под магазины компания берет в долгосрочную аренду на 7-10 лет, что вкупе с рациональным использованием торговых площадей, продажей выборочных товаров (наиболее востребованных) и практически нулевыми потерями позволяет компании устанавливать более низкие цены и увеличивать рентабельность.
Рентабельность у компании выше, чем у остальных крупных участников.
Выручка растёт - 646 миллиардов рублей в 2021 против 577 миллиардов в 2020. Причём, в первом полугодии (п.п.) 2021 Mercury Retail Group увеличила выручку на 26,5% г/г, до 328,7 миллиардов.
Прибыль также растёт - 9 миллиардов за п.п. 2020 против 19 миллиардов за п.п. 2021.
И тут вопросов нет.
Что касается планов по развитию, то компания планирует рост в два раза к 2024-2025 годам. Для этого компания будет открывать новые магазины, в том числе ставка делается на сегмент ultra-convenience, в котором компания на российском рынке занимает долю в 43%.
- Ultra-convenience, если говорить простым языком - это магазины, находящиеся вблизи у дома (5 минут пешком), небольшие по площади и с небольшим ассортиментом (1,500-1,750 товаров).
В 2022 Mercury Retail планирует открыть 2,500 новых магазинов, с 2023 по 3,000 магазинов в год.
Что ещё нужно знать инвестору
Торги начнутся 10 ноября под тикером MRHL.
Ценовой диапазон - $6-6,5 за GDR.
Объем предложения - до 200 миллионов GDR, то есть продающие акционеры выручат 1,2-1,3 миллиарда $.
Сама компания в рамках IPO средства не привлекает, что в целом не очень хорошо - деньги получат действующие акционеры, то есть для них это монетизация бизнеса, а не вложения в последующий рост.
И вот тут самый главный нюанс - оценка бизнеса.
По мультипликаторам P/E и EV/EBITDA оценка будет около 24,1-26,1 и 16,6-18 соответственно. В сравнение с Магнитом - 13,3 и 7,1, и X5 Retail - 15,7 и 7,1.
Говоря просто, оценка завышена, а потенциал для роста отсутствует. 24-26 годовых прибылей для российского рынка - это дорого. Причину такой оценки описал несколькими абзацами ранее.
Кроме этого, есть не очень хорошая динамика по долговым обязательствам:
Общий долг на 10.06.2019г: 136,494 млрд руб
Общий долг на 31.12.2019г: 157,745 млрд руб
Общий долг на 31.12.2020г: 161,165 млрд руб
Общий долг на 30.06.2021г: 156,179 млрд руб
Net debt/EBITDA — 2X. Что является уже не столь привлекательным фактором.
Далее, закидываем ложку мёда в бочку дёгтя:
В соответствии с дивидендной политикой Mercury Retail будет стремиться выплачивать дивиденды в размере не менее 50% от чистой прибыли по стандарту IFRS 16 ежеквартально.
Это очень здорово. На российском рынке очень мало компаний, которые выплачивают дивиденды ежеквартально. Я на вскидку вспомню только Фосагро, НЛМК и Северсталь, хотя 1-2 компании ещё точно имеются.
Но тут у меня есть вопросы. Компания не намерена наращивать долг и увеличивать капзатраты в ближайшем будущем. CAPEX на данный момент всего 1% от выручки. И что же делает компания?
Компания выплачивает своим ключевым акционерам 85% от чистой прибыли, в 3-4 раза больше обычного, а частным инвесторам обещает после IPO выплачивать не менее 50%.
Ещё раз, у компании не маленький долг, она продаёт сеть Дикси Магниту, выплачивает себе же рекордные дивиденды и после этого выходит на IPO с маленькими дивидендами, долгами и за 24-26 годовых прибыли.
О чём стоит подумать?
Мне нравятся презентации, цифры, планы и красивые прогнозы на будущее. Но давайте откровенно.
X5 сколько магазинов ежегодно открывает? У компании уже 17,000 магазинов, 1,500 откроется до конца этого года и ещё +7,000 в течение трёх лет. В целом, компания может удвоить количество магазинов, чтобы не превысить порог по монополиям. Магнит, ближайший конкурент, также открывает новые магазины и имеет запас X3, то есть может утроить свою долю на российском рынке до 25% от нынешней доли в 8% (у X5 доля около 12%) + выкупил у Mercury большую сеть Дикси.
Так вот, Mercury отмечает уникальность сегмента ultra-convenience и особенно выделяет шаговую доступность. При этом не считает X5 или Магнит за прямых конкурентов (больше отмечаются такие магазины, как ВкусВилл).
Я веду к тому, что у меня вокруг дома - 1 Бристоль и 6 Магнитов/Пятёрочек. И за продуктами, если уж честно, проще сходить в большой магазин. А количество этих магазинов также будет расти.
Игорь Кесаев, председатель совета директоров Mercury Retail, в своём интервью говорил, что ему "коробит слух слово "алкомаркет", и что алкогольная продукция приносит около трети выручки. Но, "№1 по продажам алкоголя, пива и табака в России" - это в презентации написано.
В связи с чем, возвращаясь не землю, темпы роста Mercury, X5 и Магнит будут сопоставимы. Что, конечно, не обесценивает более высокую рентабельность за счёт меньших площадей и товаров, которые быстро не портятся (фрукты/овощи).
Будущее российского ритейла
Вообще, меня всегда удивляли споры о том, что лучше купить - X5 или Магнит? На кого сделать ставку?
Честно не понимаю. Если мы говорим о составлении долгосрочного портфеля и учитываем, что ритейл, продовольствие, является своего рода "защитным" сектором (люди не перестанут питаться), то зачем вообще выбирать? Или у нас тут бои без правил, где один победитель и обязательно есть проигравшие, которых уносят с ринга?
Иными словами, с точки зрения инвестиций, на мой взгляд есть смысл взять в портфель весь сектор российского ритейла (по-крайней мере X5, Магнит, Mercury и FixPrice) в равных пропорциях и, что называется, забыть.
Все эти компании являются растущими и платят дивиденды. Когда рост, а вместе с ним и расходы на масштабирование закончится - станут более высокие дивиденды. Это горизонт 10 лет.
Но покупать, на мой взгляд, нужно тогда, когда акции оцениваются как минимум адекватно, как максимум - недооценены рынком.
И возвращаясь к теме IPO Mercury Retail - это не тот случай.
Лично я планирую подождать неделю-другую, понаблюдать за динамикой акций и в случае, если всё сложится согласно нашей старой доброй традиции (акции не найдут поддержки у частных инвесторов и уйдут в коррекцию) - буду думать о добавлении в долгосрочный портфель.
Также хочу отметить, что у компании слабое корпоративное управление в плане работы с инвестиционным сообществом - информация разрозненная, презентация не содержит ценных сведений для частного инвестора, в итоге приходится со всего сайта данные собирать в цельную картину.
Благодарю, что читаете.
По традиции - будьте богаты, здоровы и любимы.
#инвестиции #ipo #фондовый рынок #биржа #рынок акций рф