Найти в Дзене

Как Виктор Сухоруков сменил малиновый пиджак на императорский мундир. К юбилею артиста

Оглавление

Меня всегда поражал диапазон сыгранных им ролей: от мелких мерzавцев в начале карьеры в кино до злодеев вселенского масштаба.

И это при том, что абсолютно ничего zлодейского нет во внешности Сухорукова, да и во всех виденных мной интервью он всей своей манерой производил впечатление человека скорее мягкого, даже ласкового и услужливого.

Так почему же выбор режиссеров падал на него, когда требовался актер на роль Малюты Скуратова или Генриха Гиммлера? Загадка. Давайте смотреть.

«Комедия строгого режима», 1992

Не первая, но первая значительная роль - Сухоруков играет «маленького человека», который что-то там о себе возомнил: напомню, он сыграл заключенного, изображающего Ленина в тюремной самодеятельности.

В роли Ленина. Скрин автора
В роли Ленина. Скрин автора

Это, безусловно, фарс, даже, наверное, стеб, довольно характерное для тех лет прочтение образа вождя. Вот как об этом вспоминает Виктор Иванович:

«…На рубеже 1990-х я сыграл Ленина, над личностью которого скорчил рожу. Потому что события того времени продиктовали такое отношение к нему. Позволили подойти к этому образу "с черного хода"… Хотя я и сегодня плохо отношусь к этому человеку».

В роли Ленина. Скрин автора
В роли Ленина. Скрин автора

И вот этот кульбит – мелкая сошка в роли исторической персоны будто бы определил всю дальнейшую кинокарьеру Сухорукова, так он и шел дальше, «по восходящей», от мелкого к значительному.

Но именно здесь впервые, пожалуй, проявляются его «колдовские» способности – как он завораживает зрителей, как заставляет видавших виды офицеров внутренних войск поверить в то, что он и есть Ильич, как ведет за собой массы.

«Брат», 1997

По словам актера, этот фильм дал ему любовь народа, которую он к тому времени еще не заслужил - наверное, он прав, это был своего рода аванс.

Виктор Багров.. Скрин автора
Виктор Багров.. Скрин автора

И хотя фильм Алексея Балабанова вышел на экраны, когда Сухорукову было уже 45 лет, только тогда его по-настоящему узнала и полюбила и вся огромная страна, и даже зритель за ее пределами:

«Однажды я сделал себе подарок и по случаю юбилея поехал в Италию, где прежде не бывал. Сажусь на лодку, чтобы плыть из Венеции на остров Мурано. И там меня окликает парень из Словении:

«Виктор! Я вас узнал. Брат!» Таких неожиданных встреч у меня было много». (Из интервью газете «Московский комсомолец»).

Вот примерно так Виктор Иванович отправлялся на остров Мурано. Фото автора
Вот примерно так Виктор Иванович отправлялся на остров Мурано. Фото автора

По всей вероятности, Виктор Багров многим зрителям оказался ближе, чем Данила – уж больно «свой», безбашенный, похожий на тебя, меня и того парня.

Сам Сухоруков считает, что с Витей Багровым его объединяет бесшабашная веселость, за это зрители и полюбили этого героя. " Мы с ним разгильдяи, а это качество близко нашим людям".

Итак, месмеризирующие свойства актера, помноженные на безбашенность с налетом легкого сумасшествия. Уже кое-что.

«Про уродоv и людей», 1998

Это была просто какая-то череда мерzавцев: теперь в картине Алексея Балабанова «Про уродоv и людей» ему была уготована роль порnоторговца Виктора Ивановича.

И еще один злодей. Скрин автора
И еще один злодей. Скрин автора

Как признается сам актер, он страшно ненаvидел своего персонажа, рассказывая, что во время съемок этого фильма ему было так тяжело, что он даже загремел в псиhиатрическую больницу - в знаменитую Бехтеревку. И оттуда он ездил на съемки.

А после этого наметился перелом.

«Бедный, бедный Павел», 2003

Роли в исторических картинах — графа Палена в фильме Ильи Хотиненко «Золотой век» и Павла I в фильме Виталия Мельникова #«Бедный, бедный Павел» обозначили новый этап в творческой судьбе Виктора Сухорукова – с мелкими негодяями было покончено, для актера наступила эпоха значительных, а часто и исторических личностей.

Павел Первый. Скрин автора
Павел Первый. Скрин автора

Режиссер Виталий Мельников задумал снимать фильм о Павле Первом в новом прочтении этой исторической персоны очень давно, когда еще был жив выдающийся актер Олег Борисов, которому и предназначалась роль Павла. После того, как Борисова не стало, Мельников обратился к Виктору Сухорукову, считая, что и внешнее сходство, и энергетика артиста должны обеспечить картине успех.

О своей работе в картине «Бедный, бедный Павел» Сухоруков говорит:

«Со стороны Виталия Мельникова был большой риск приглашать меня, потому что он тоже соотносил меня с ролями бритоголовых, порочных, отрицательных людей. И за доверие буду благодарен Мельникову всегда…

Я был очень счастлив, буквально ошарашен этим предложением - я ведь никогда таких ролей не играл! ...Это очень яркая роль. Страдания, драма, любовь, горечь, совестливость, ярость, темперамент, воинственность, самодурство - все в одном человеке! Его не любили и пятнали как самодержавие, так и советская власть, конечно, я, как все советские граждане, знал о нем только негативное: Павел - солдафон, самодур, истеричка, но, изучая биографию и материалы Павла Петровича я понял, что это не так. В конце концов, я превратился в его сторонника и защитника. Может быть я где-то субъективен. Но как актер, я должен защищать того человека, в шкуру которого влезаю. Это моя позиция, мой стиль и метод работы».

Гатчина, вотчина Павла I. Фото автора
Гатчина, вотчина Павла I. Фото автора

За роль императора Павла I #Виктор Сухоруков в 2004 году был удостоен кинопремии #«Ника».

«Рай», 2017

Роль Генриха Гиммлера в фильме Андрея Кончаловского #«Рай», по мнению актера, стала самой невероятной в его артистической карьере – в этом фильме французов играют французы, немцев - немцы, русскую - Юлия Высоцкая, и только Гиммлера — Виктор Сухоруков.

До того, как его утвердить, Кончаловский искал актера по всей Германии и Прибалтике, потом во Франции – безуспешно. Для этой роли нужен был актер «с неуемной энергией Гиммлера».

Гиммлер. Скрин автора
Гиммлер. Скрин автора

Вот что рассказывал Виктор Иванович о съемках:

«Мною овладела страсть к игре, этакий азарт. Я не очень много размышлял о своем герое, я его играл…

На съемки я полетел в Нюрнберг, в бывший старинный замок, сейчас там — карандашная фабрика… Такой атмосферы на площадке я не помню за всю свою немалую жизнь в кино…Мебель, окна, шторы, весь реквизит, люди и воздух — все было из гитлеровского времени. Я оказался в том мире и был Гиммлером. Без преувеличения…

А Кончаловский повторял: «Виктор, не думай о себе, забудь, что ты есть, речь идет не о тебе, а о Гиммлере». Он требовал от меня юмора. Учил сигару курить «правильно» — согласно этикету Третьего рейха, открывать шампанское, ходить, как Гиммлер…

На следующее утро, второе утро в Нюрнберге, оставалось снять сцену, где мой герой посвящает немца Хельмута в рыцарский клуб «Мертвая голова» и надевает на его руку перстень. Я приехал, мы все сняли, и вдруг Андрей Сергеевич говорит: «Лучшего Гиммлера нам было не найти». Я уходил от режиссера с пьяными глазами, хотя ничего не пил, счастливый. И перед тем как сесть в самолет, почувствовал, что роль Гиммлера слетела с меня, как штукатурка после землетрясения, как шелуха, и я вновь — Витя Сухоруков».

(Из интервью газете «Вечерняя Москва»)

Замок в Нюрнберге. Фото автора
Замок в Нюрнберге. Фото автора

Вот, видимо, и объяснение, почему Сухоруков стал играть вождей (в его фильмографии – еще и два раза по Хрущеву в сериалах) – «животный магнетизм» и неуемная энергия. А дальше были

сериалы «Годунов» и «Грозный», 2018-2020

а в них ни много, ни мало, сам Малюта Скуратов.

Слова Сухорукова:

«Взять моего персонажа - Малюту Скуратова. Людоед. Изверг. Говорят, Малюту похоронили так, чтобы по его могиле народ шел к храму, топча прах. Кто-то говорит, что у него вообще не было могилы. Все может быть. Но когда мне предложили эту роль, подумал: но мать ведь рождала не изверга, а дитя».

Малюта Скуратов. Скрин автора
Малюта Скуратов. Скрин автора

И опять – злодей, но каков! Пассионарий, с той же неуемной энергией и искрами сумасшествия в глазах.

Так кто же будет его следующим персонажем? Вот как сам Виктор Иванович ответил на этот вопрос (интервью Ф. Зименковой):

- Я всегда ищу роль со словом «вдруг». Мне душу греют картины, где надо сыграть день и ночь, столкновение обмана, метаморфозы, между строк, между знаками препинания, роль-неожиданность.

Ну что же. будем ждать.

другие публикации по теме можно найти здесь: #кино рт

#persona grata #persona grata рт

Если Вам было интересно, поддержите канал. Буду признательная за лайк, комментарий, подписку.