Найти тему
От точки до точки

Моя первая поездка на МАЗе. День первый. Поломка.

2021 11 06

Пять часов утра 11 октября 2021 года МАЗ с полуприцепом загружен 20 тоннами картофеля в мешках и готов к поездке в Смоленск. Короткий сон в домашней кроватке и в восемь утра я стою у кабины МАЗа. Раскладываю вещи в кабине, осмотр автомобиля, включаю массу и поворачиваю ключ зажигания. Буквально секунда работы стартера и МАЗовская восьмерка, выплюнув облачко дыма в выхлопную трубу, завелась. Пару секунд погорела лампочка контрольного давления масла и погасла, извещая, что все порядке, стрелка вольтметра переместилась в зелёную зону, показывая, что АКБ начали принимать зарядный ток от генератора. Греем мотор и качаем воздух, который имеет свойство утекать из автомобиля через негерметичные соединения, сильного шипения нет, будем надеяться, что пневмосистема не подведёт (здесь я сильно ошибся или как говорится сглазил, что произошло с воздухом Вы узнаёте далее). Стрелки манометров контуров пневмосистемы показывают минимальное давление в 6,5 атмосфер, можно ехать. Выжав сцепление и включив первую передачу, я трогаюсь со стоянки в сторону Смоленска. Выезд в 9-00, разгрузка по графику в 16-00, Яндекс.Карты показывают длину маршрута в 410 км и время в пути около 6 часов, делаю поправку на оптимистический настрой навигатора, понимаю ограниченность по времени и что еду на грузовике, надо спешить.

Улица Большая Серпуховская города Подольска. Фото Тищенко Василий.
Улица Большая Серпуховская города Подольска. Фото Тищенко Василий.

Двигаюсь по улицам Подольска, торможу на светофорах и лежачих полицейских, после которых, каждый раз приходится разгонять тяжелый автопоезд. Привыкаю к коробке скоростей, пытаюсь понять, как и в какой момент какую передачу лучше выбрать.

Схема переключения передач автомобиля МАЗ. Фото Тищенко Василий.
Схема переключения передач автомобиля МАЗ. Фото Тищенко Василий.

Коробка переключения передач, она же КПП, у нас 9-ти ступенчатая, состоит из основной коробки, в которой 5 передач переднего и 1 передача заднего хода и делителя, который дает два диапазона скоростей «верхний ряд» в который входят передачи 1-2-3-4-5 - это медленные передачи и «нижний ряд» с передачами 6-7-8-9 - это быстрые передачи. Почему так, так задумано конструкторами Ярославского Моторного Завода и точка. Переключение диапазонов осуществляется флажком на рычаге КПП. Флажок вверху - «верхний ряд», флажок внизу - «нижний ряд», переход с ряда на ряд происходит при нейтральном положении рычага КПП и скорость автомобиля не более 30 км/час. Об успешном переключении диапазонов сигнализирует контрольная лампа, как только она погасла, можно включать следующую передачу.

Флажок управления делителем КПП. Фото Тищенко Василий.
Флажок управления делителем КПП. Фото Тищенко Василий.

С коробкой скоростей разобрался и начинаю привыкать, так как я езжу с «двойным выжимом» и «перегазовкой», то усилие на рычаге небольшое, осталось наработать мышечную память, чтобы не думать при переключении, а делать все на автомате.

Родной город Подольск остался позади, сворачиваю на Малое Бетонное Кольцо («Бетонка») или трассу А-107 и двигаюсь в сторону Минского шоссе. По дороге запланирована заправка, заезжаю на Роснефть в посёлке НИИ Радио и заливаем 200 литров дизельного топлива через приложение Яндекс.Заправки. На первые 200 литров нам дали скидку 10%, остальное со скидкой 7%, оплата идёт сразу от нашего ООО «Транзит».

Ещё немного и поворот на Минское шоссе, а там прямая дорога до Смоленска. Порция свежего топлива подняла МАЗу настроение, двигатель довольно урчит, восемь цилиндров и турбонаддув позволяют держать скорость потока. Асфальт сухой, солнечно, не забывай про дистанцию и скоростной режим, а там и точка разгрузки недалеко. При сбросе газа, машина быстро останавливается - я решаю остановится и осмотреть автомобиль. Визуально все в порядке, хотя на солнышке видно, что некоторые шины немного промялись. Обхожу вокруг автопоезда и проверяю на ощупь каждую ступицу и шину на температуру, если ступицы приятно тёплые на ощупь, что нормально и так должно быть, при нормальной регулировки затяжки подшипников, то часть колёс имеет явно повышенную температуру по сравнению с остальными. Созваниваюсь со своим партнёром и спрашиваю, когда проверялось давление в шинах? Ответ Руслана меня озадачил, он сказал, что лично в сервисе с прошлым водителем подкачивал все 16 колёс нашего автопоезда и все было нормально, это было месяца два назад и спустить по его мнению они не должны. Не должны, но спустили, а я про проверку колес в суматохе как-то забыл... Подспущенные колеса больно ударили по нашему бюджету, расход топлива оказался больше планируемого, что показали расчеты по итого поездки.

Подспущенное колесо полуприцепа. Фото Тищенко Василий.
Подспущенное колесо полуприцепа. Фото Тищенко Василий.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ: Не забывайте проверять давление в шинах перед каждой поездкой, а также старайтесь визуально осматривать колеса на наличие посторонних предметов (например гвоздей, саморезов, кусков проволоки и прочего) на беговой части протектора, глубоких порезов и вырывов протектора. Это позволит избежать неприятных ситуаций, когда шина спустит или еще хуже взорвется в неподходящий момент. Нормальное давление в шинах снижает расход топлива.

Как говорится поздно пить Боржоми, когда почки сели. Всем здоровья! Едем дальше, будем искать шиномонтаж, чтобы подкачать колеса. Так как давление в пневмосистеме МАЗа на холостых оборотах примерно 6,5 атмосфер и не поднимается выше (это пока проблема, будем разбираться в чем причина) подкачать колеса штатной подкачкой, которая лежит в ящике за пассажирским сиденьем, не получится. Давление в шинах 8,5 атмосфер.

Смоленск уже близко, отставание от графика минимально и хозяин картошки ждет на объездной дороге, чтобы встретить меня и проводить к месту разгрузки (за это ему огромное спасибо, и как покажут будущие события, он поможет нам еще несколько раз).

Двухстрелочный указатель давления воздуха. Фото Тищенко Василий.
Двухстрелочный указатель давления воздуха. Фото Тищенко Василий.

Населенный пункт Мушковичи, сбрасываю скорость до разрешенных 60 км/час и решаю перейти с 9 на 8 передачу, выжимаю сцепление, выключаю передачу, отпускаю сцепление, делаю «перегазовку», краем уха слышу звук похожий на хлопок, выжимаю сцепление, чтобы включить передачу, но пневмо-гидравлический усилитель сцепления (ПГУ) отказывается выполнять свою работу, взгляд на стрелки манометров, давление на них стремительно ползет к «нулю». Я начинаю чувствовать, как в работу вступает система аварийного торможения и энергоаккумуляторы установленные на задних осях тягачи и полуприцепа разводят тормозные колодки, прижимая тормозные накладки к поверхности тормозного барабана, скорость стремительно падает... включаю аварийку и пытаюсь на остатках инерции увести груженный автопоезд с дороги, педаль газа в пол, чтобы компрессор хоть как нибудь мог поддержать давление в системе. Тягач замирает на обочине, а прицеп, точнее угол прицепа торчит метра на полтора в сторону, сужая проезжую часть - это опасно, машины, а особенно грузовики могут не заметить препятствие. Надо срочно освобождать проезжую часть. Буксирный трос на 42 тонны у меня с собой, за что большое спасибо моему хорошему другу и коллеге по прошлой работе, прикупил у него по случаю. Рекомендую: ООО «Альтера», г. Москва, улица Кантемировская, 59А буксирные тросы, приспособления для крепления груза, инструментальные ящик и прочее.

Буксирный трос 42 тонны, 8 метров. Фото Тищенко Василий.
Буксирный трос 42 тонны, 8 метров. Фото Тищенко Василий.

Стянуть машину не проблема, главное попросить о помощи и ослабить энергоаккумуляторы, чтобы развести колодки. Но сначала выставляем знак аварийной остановки. МАЗ решает, что сегодня для него поездок достаточно, но делает королевский подарок, подкачав чуть-чуть воздуха, я с большим трудов выжав сцепление, включаю вторую передачу и стаскиваю полуприцеп на обочину. Все дорога свободна, я в безопасности. Испустив последний воздух, грузовик замер напротив магазина «Автозапчасти для грузовиков». Как говорится - новичкам везет.

Звонок Руслану, что я встал, уведомляем заказчика, что у меня есть проблема с воздухом и начинаем ремонт, вопрос: с чего начать и что вышло из строя?

Как проходил ремонт и что было произошло читайте в продолжении истории: Моя первая поездка на МАЗе. Ищем утечку воздуха. Вечер.

Все мои статьи Вы можете найти здесь: Список статей для удобства поиска.

Ставьте лайки, подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи, пишите в комментариях, о чем Вам рассказать.

До встречи на моем канале, с уважением Василий.

#грузоперевозки #поломка автомобиля #коробка передач #МАЗ #давление в шинах #уходит воздух #буксировочный трос