2021 11 08
Всем хорошего времени и спасибо, что заглянули на мою страничку, жду Ваших комментариев. Также Вы можете поддержать канал «От точки до точки»: подписаться, поставить лайк или отблагодарить автора.
В предыдущей статье: Моя первая поездка на МАЗе. День первый. Поломка. я рассказал, как прошла первая половина рейса и что случилось во время движения в сторону Смоленска. Совету прочитать, а если кратко, то в населенном пункте Мушковичи у меня «вышел воздух» и я остался стоять на обочине.
Тягач с прицепом аккуратно припаркован на обочине, картошка в кузове сегодня не попадёт на разгрузку, что немного расстроило хозяина груза, но он постарался войти в наше положение и перенёс разгрузку на завтра. Вот что значит вовремя предупредить по телефону заказчика и сообщить о возникших трудностях сразу, а не пытаться оттянуть неприятные вести до последнего или вообще замалчивать проблему, думая что пронесет, или вообще выключить телефон и не отвечать на звонки.
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ: Старайтесь всегда быть на связи с заказчиком, заранее сообщайте о возникших проблемах. Держите телефон под рукой, чтобы можно было оперативно ответить на звонок. Если вы пропустили звонок, перезвоните сами. Это позволит избежать неприятностей связанных с «замалчиванием проблемы» и практически всегда позволит быстрее и с меньшими затратами найти выход из сложившейся ситуации.
Так, все заинтересованные лица в курсе проблемы, но надо приступать к ремонту. Вводная: тягач не хочет ехать, так в пневмосистеме нет воздуха, сцепление не работает, даже двигатель невозможно заглушить, так наш МАЗ имеет механический ТНВД (Топливный насос высокого давления) и глушение двигателя производится перемещением рейки подачи топлива в сторону минимальной подачи, а за это у нас отвечает пневмоцилиндр. Воздуха нет, цилиндр бездействует, двигатель продолжает работать на холостых оборотах.
Как заглушить двигатель? Задача номер один. Решение: Если привод пневматический, а воздуха нет, то попробую нажать на цилиндр рукой. ТНВД расположен в развале блока V8 и добраться до него можно только приподняв кабину. Монтажку в руки, поворот крана подъема кабины в положение вверх и качаем. Несколько движений монтировки уходят в пустую, но нет, это выбирается зазор в гидроцилиндре подъема кабины и вот усилие на монтажной лопатке начинает возрастать, ещё несколько движений и кабина начинает подниматься. Когда в показавшуюся щель становится видно корпус насоса, осматриваю его и вижу, что пневмоцилиндр связан со скобой на корпусе, возможно это и есть механизм поворота рейки подачи топлива в нулевое положение. Пробую дотянуться рукой - глубоко, а если монтажкой? Прицеливаемся в скобу и нажимаем на монтажную лопатку, скоба поворачивается и мотор дёрнувшись несколько раз останавливается.
Так двигатель заглушили. Теперь надо искать откуда выходит воздух. Обхожу вокруг тягача и прицепа, ловя каждый звук, мне нужен свист или шипение, тогда я смогу быстрее обнаружить утечку воздуха. Тишина - не свиста, не шипения. Воздух выходит, а звука нет. Это серьезно осложняет поиски, так как теперь придётся искать утечку вслепую, но где?
Здесь, как говорят охотники - «гончая взяла ложный след», связав воедино информацию о из разных источников (огромное СПАСИБО всем кто помогал советом и поддерживал меня в решении этой проблемы), я решил, что проблема в ПГУ (Пневмогидравлический усилитель) сцепления, из него выходит воздух, сцепление не работает. Отцепляю воздушные шланги прицепа, так проще найти утечку, если без прицепа тягач накачает воздух, то утечка в прицепе, если нет, то утечка в тягаче.
Завожу тягач, стрелки манометров медленно ползут к цифре «два», но выше не поднимаются. Как говорится, две новости, хорошая и плохая, с какой начать: давай с хорошей - в прицепе воздух не уходит, а плохая? Воздух уходит в тягаче. Пытаюсь проверить ПГУ сцепления, спасибо коллеги по цеху, он любезно согласился нажать педаль сцепления, а я снизу попробую услышать идёт ли из цилиндра воздух, воздух не выходит, причина не цилиндре. Версия с поломкой ПГУ не подтвердилась - «след оказался ложным» - будем искать дальше.
Сопоставив воедино все советы и рекомендации коллег, сервисменов, друзей и просто прохожих, начинаю проверять всю цепочку воздуха от начала до конца, надеясь найти причину, почему воздух не идёт в тягач или где он выходит. Для этого собираю импровизированный манометр для контроля давления воздуха прикупив в магазине автозапчастей нужные переходники и штуцер. Теперь можно проверять не на «глазок», а видеть конкретные цифры.
Список узлов и компонентов пневматической системы, которые были проверены:
Ремень привода компрессора: визуальный осмотр, проверка натяжения, чуть-чуть слабовато, подтягиваем ремень.
Компрессор: откручиваем патрубок выхода воздуха с компрессора, через переходник прикрепляем манометр, заводим двигатель, манометр показывает давление до 14 атмосфер, откручиваю переходник, воздух дует приличной струей. Компрессор исправен.
Осушитель воздуха в блоке с регулятором давления: на выходе даёт стабильные 8,5 атмосфер, продувает патрон влаго-маслоотделителя, но выход воздуха кажется слабоват, может забился сам фильтр или давлением внутри что-то сломало? Принимаю решение поставить заведомо новый фильтр, тем более, что скоро начнётся поздняя осень, а потом и зима, так что установка нового фильтра не будет лишней. Нового фильтра в магазине не оказалось, но меня очень выручил хозяин картошки, в очередной раз, огромное ему спасибо. Он как раз подъехал с товарищем на машине, узнать как у меня дела и чем мне помочь, чтобы я быстрее довез ему сельхозпродукцию до склада. Открутив с помощью ремня, рожкового ключа и монтировки старый фильтр, я отдал его, как образец. Ребята укатили в сгущавшиеся сумерки, а мне осталось только ждать их возращения.
Консилиум друзей поддержки выдал мне вердикт: воздух уходит, не знаем где, надо искать. Искать, так искать. Часа через полтора вернулись гонцы, за фильтром им пришлось ехать в Смоленск, так как в других магазинах автозапчастей патронов в наличии не было. Смазав уплотнительную прокладку машинным маслом, устанавливаю фильтр на место, завожу двигатель. Воздуха в системе нет.
Все. Моральные и физические силы на исходе, да время уже близится к 22 часам… ложусь спать, завтра с утра на свежую голову будем проверять четырёх контурный защитный клапан, может причина в нем.
Продолжение читайте в статье: Моя первая поездка на МАЗе. Ищем утечку воздуха. День второй. Утро.
Все мои статьи Вы можете найти здесь: Список статей для удобства поиска.
Ставьте лайки, подписывайтесь на канал «От точки до точки», чтобы не пропустить новые статьи, пишите в комментариях, о чем Вам рассказать.
До встречи на моем канале, с уважением Василий.
#задержка в рейсе #поломка машины #как заглушить двигатель #травит воздух из пневмосистемы #проверка пневмосистемы тягача #компрессор #осушитель воздуха #регулятор давления