Этот британский фильм ужасов в первые минут 10 ошарашивает зрителя кровавейшими сценами из собратьев по жанру из 70-х годов. И это, пожалуй, самое большое издевательство над британскими цензорами, которые некогда именно эти сцены вырезали из фильмов, а то и полностью запрещали картины, их содержавшие, не допуская к прокату.
Впрочем, в фильме, который так и называется – «Цензор» (Censor) - содержится много других издёвок над любителями покромсать чужие творения, да и над всем институтом киноцензуры в принципе. И это делает его особо актуальным для другой страны, где постоянно возникает государственная цензура – что в советские времена, что во времена нынешние, давно уже несоветские.
Уже само то, что центральными персонажами довольно жестокого и натуралистичного фильма ужасов становятся «рыцари ножниц», высматривающие, чего бы такого ещё кромсануть из очередного предложенного им на суд ужастика, тоже выглядит издёвкой. И уж тем более концовка фильма (которую я, естественно, раскрывать не стану) зло стебётся над теми, кто всеми силами старается не допускать и тени насилия на большие экраны.
При том, что злая карикатура на цензоров стоит в самой основе картины, хоть сколько-нибудь комедийной её это не делает. Фильм получился достаточно жутковатым и мрачным. Некоторые сцены его вызывают ужас и отвращение не меньше, чем кадры из какого-нибудь бескомпромиссного и прямолинейного слэшера.
Но «Цензор» - не слэшер. Это авторское кино «со смыслом», завёрнутое в обёртку самого страшного из киножанров. Тут вам – помимо антицензурной сатиры – и размышления о том, насколько экранное искусство способно влиять на реальность, и психологический портрет женщины с травмой из детства, и просто талантливая игра с киношным инструментарием. Причём, авторы «играются» не только с ракурсами, монтажом, цветосветовыми решениями (что не такая уж и редкость), но даже с форматом кадра!
В какой-то момент кадр «Цензора» начинает сужаться. Буквально – края его всё больше и больше сползают к центру, оставляя по бокам изображения расширяющиеся тёмные полосы (такой, перевёрнутый на 90 градусов «леттербокс»), пока из шикороформатного кадр не превращается в «квадрат». Происходит это так медленно, что не сразу и замечаешь. Потом – опять же в нужный, выверенный, сюжетно оправданный момент - происходит резкий скачок обратно, до «широкоформатности», ну а затем авторы вообще позволяют себе менять и цветность, и размер кадра, как им для передачи зрителю нужного настроения хочется.
Кстати, об авторах. «Цензор» окончательно ставит точку в дурацком (и сексистском) вопросе «А могут ли женщины-режиссёры поставить хороший фильм ужасов?». Вопрос дурацкий хотя бы потому, что за историю кинематографа многажды появлялись «режиссёрки», которые доказывали, что могут. Вспомните хотя бы Мэри Ламберт с экранизацией «Кладбища домашних любимцев», Кэтрин Бигелоу с вампирским «Near Dark» (мне не нравится ни один из вариантов перевода этого названия на русский) или Клэр Дэни с жутчайшей людоедовщиной в «Что ни день, то неприятности». И вот, наконец, молодая британка Прано Бэйли-Бонд своим полнометражным дебютом делает хлёсткий, жёсткий, злой фильм ужасов, который вообще можно считать одним из самых страшных фильмов 2021-го года.
Дебют удался. И большая часть заслуги в этом, конечно, у актрисы, сыгравшей главную роль. Девушку из Ирландии зовут Нив Алгар. До «Цензора» она уже успела сильно выступить в фантастическом телесериале «Воспитанные волками», ну а теперь можно смело говорить о рождении новой «звезды». Как минимум, звезды фильмов ужасов.