Был жаркий летний день 1930 года.
На улице Чайковского зацвели липы, и их сладкий аромат наполнял воздух тихой благодатью и беззаботностью.
В тени деревьев стоял скромно одетый пожилой гражданин. Все его внимание было приковано к дверям старинного особняка напротив.
В этом доме номер 28 до сегодняшнего дня был институт Экранного искусства. Но сейчас полным ходом шел переезд.
Говорят, теперь здесь будет райком партии...
Гражданин терпеливо ждал удобного момента.
Редкие прохожие не обращали на него внимания.
Да и кого мог заинтересовать оборванный люмпен, промышлявший продажей дешевых папирос на Литейном?
Другой работы для «бывшего» в Ленинграде не нашлось, но он давно смирился с таким положением дел. Лишь бы не было хуже…
Бывший статский советник Александр Кельх со многим вынужден был смириться.
Он вернулся в Петербург, откуда бежал в 1917 в Сибирь, надеясь там переждать смутное время.
Но смутные времена затянулись…
А Петербург за пять лет его отсутствия стал другим. Даже свое благородное имя он утратил вместе с покровительством Апостола Петра.
Кельх долго бился в поисках работы, и наконец опустил руки.
Уже 7 лет он со второй женой и взрослой дочерью обитал в большой коммуналке на 7-й Советской 32 .
Подслеповатые окна их маленькой вытянутой комнаты площадью 14 кв. метров смотрели в дворовую стену флигеля.
Там никогда не бывало солнца.
Даже продавать папиросы с лотка ему позволили не сразу.
Долго он жил на деньги жены и дочери, чернорабочих на фабрике «Невгвоздь».
Наконец дверь особняка на Чайковского закрылась, и машина с мебелью уехала с сторону Литейного.
Александр Кельх еще немного постоял, чтобы убедиться, что дом опустел.
Тогда опасливо оглядываясь, он перешел сомлевшую от солнца улицу и толкнул входную дверь.
Она открылась мягко, пропуская бывшего хозяина в тенистый холл первого этажа. В особняке было тихо и прохладно.
Александр Фердинандович бесшумно поднялся по знакомой мраморной лестнице с драконами на второй этаж и направился в готический зал.
Его особняк не изменился!
Возможно то, что его отдали после революции институту Экранного искусства, где учились будущие актеры и режиссеры, спасло дом от разграбления.
Кельх шел по залам и слушал эхо.
Это шаги так отдаются или удары сердца?
Каждая деталь здесь напоминала о прошлом, и Александр погрузился в воспоминания. Сколько лет прошло, а было как вчера...
В такой же вот летний день он, молодой дворянин, сын статского советника Фердинанда Кельха из Чугуева, закончил в Москве кадетский корпус.
Весной 1892 в год его выпуска старший брат Николай женился на очаровательной девушке Вареньке Базановой.
Увидев ее впервые, Александр понял, что эта женщина-его идеал, и второй такой нет.
Варвара Петровна Базанова была из богатой купеческой семьи.
Ее дед И. И. Базанов владел в Сибири золотыми приисками, у него было свое пароходство, вино- и солеваренные заводы.
Варенька же вместе с матерью занималась благотворительностью в Москве. На их деньги строились приюты и больницы, учреждались стипендии для бедных студентов.
Николай Кельх работал секретарем Комитета Благотворительного общества. На этой благородной ниве молодые люди и познакомились.
Матушка Варвары Базановой с радостью благословила этот неравный брак, ведь ее дочь получала наконец заветное дворянство.
Но семейное счастье продлилось недолго. Через два года Николай скоропостижно умер от болезни.
Александра Кельха эта горькая весть застала в Петербурге, где он служил тогда в чине корнета в Отдельном корпусе под командованием Ф.Ю. Витте.
Трагедия ранней смерти старшего брата тем не менее подарила Александру шанс…
Выдержав траур по Николаю, он посватался к молодой вдове. Все 5 братьев из семьи Кельх были так похожи, что Варенька неожиданно для себя самой приняла его предложение.
Так волей судьбы бедный дворянин Александр Кельх стал богатейшим человеком своего времени.
Жену он боготворил и потакал всем ее желаниям.
Каждый год он заказывал для нее дорогие ювелирные подарки у самого Карла Фаберже. А когда благодаря Императорской семье в моду вошли драгоценные Пасхальные яйца-игрушки от знаменитого ювелира, Кельх поддержал эту традицию.
Каждое пасхальное воскресенье Варенька получала от мужа усыпанное драгоценными камнями пасхальное яйцо с секретом.
Коллекция Кельха была в России второй после Императорской, и не уступала ей по цене и качеству!
В 1896 году по поручению жены на ее имя Кельх купил в Петербурге у греческого посла Кондоянаки дом на знаменитой Сергиевской улице ( с 1923 года по сей день ул. Чайковского).
Тогда это был самый аристократический и дорогой район города.
Дом , построенный в 1859 году архитектором А.К. Кольманом в стиле необарокко, был двухэтажным.
Александр Кельх решил сделать жене прекрасный сюрприз.
Он позвал для перестройки особняка своих ровесников- молодых архитекторов Василия Шене и Владимира Чагина.
Кельх ,не ограничивая их в средствах, объяснил архитекторам свою идею.
Создать дворец ,полный сюрпризов для молодой супруги.
Каждый зал должен был стать декорацией для их любви, перенося молодоженов в разные эпохи- от готики до барокко.
Архитекторы прекрасно справились со своей задачей.
Но главный сюрприз таил двор особняка.
Если со стороны улицы фасад оформлен в стиле французского ренессанса, то дворовая часть фасада и сам двор совершенно готические!
В дворовой части надстроили третий этаж.
Интерьеры волновали воображение.
В гостиной солнце сияло через витражные окна, оформленные портретами рыцаря и юной принцессы с веретеном в руках.
Образ «спящей красавицы» возник в доме не зря.
После смерти Николая Варенька жила словно в забытьи. Она не поехала со вторым мужем в Петербург, продолжая жить с матерью в Москве в особняке на Моховой ул. 6.
Так вот витражная «спящая красавица»- это портрет самой хозяйки Вареньки Базановой- Кельх.
Стоит ли говорить, что в чертах благородного рыцаря на витраже легко узнавался сам Александр Кельх…
Он надеялся, что его «поцелуй» разбудит принцессу.
Но когда его принцесса приехала наконец в 1898 году в Петербург, особняк ей не понравился…
По совету Карла Фаберже она привлекла к завершению строительства его архитектора- Карла Карловича Шмидта, который оформил двор прекрасным готическим павильоном.
К сожалению молодые супруги не были счастливы в этом доме.
Никакие архитектурные декорации и искренняя любовь мужа, не «разбудили» спящую красавицу.
Все больше Александр понимал, что любит в нем Варенька только черты его брата.
Дождливым осенним вечером 1904 года Александр Фердинандович вернулся со службы в опустевший дом.
На рабочем столе его ожидало письмо от любимой.
«Вся жизнь пошла наперекосяк,- писала Варенька. Всегда я любила только Вашего брата»
Оставив двух дочерей у матери, Варвара Петровна Кельх уехала в Париж. Больше они никогда не виделись.
Большую часть своего состояния Варенька оставила дочкам и мужу, взяв с собой только немного денег и семь ювелирных Пасхальных яиц , подаренных ей мужем за годы их семейной жизни.
Александр Кельх после отъезда жены вел все ее финансовые дела, управлял приисками, пароходством, заводами и недвижимостью.
В 1910 году супруги официально оформили развод.
А в 1914 году ,опасаясь последствий своего немецкого происхождения, Александр Фердинандович принял православие и поменял отчество на Федорович.
К сожалению дела это не поправило.
К концу 1914 года Александр Кельх вынужден был с согласия жены продать особняк на Сергиевской, в строительство которого он вложил столько сил и надежд.
Дочь от брака с Варварой Базановой не дожила до событий 1917 года. Дочке же Варвары от первого брака Юлии Александр Кельх помогал всю жизнь.
Мать Вареньки умерла в 1924 году у него на руках.
В 1916 году Александр Кельх женился на простой портнихе Александре Горкиной, удочерив ее ребенка.
Несмотря на то, что он всегда любил только Вареньку, Кельх был образцовым мужем и отцом.
Узнав о его бедственном положении, Варвара Петровна стала помогать ему из Франции деньгами.
Звала к себе, но Кельх не согласился оставить семью.
Шаги Кельха эхом отдавались по особняку. Или это удары сердца?
Распахнув дверь гостиной, Александр Кельх остановился перед большими витражными окнами.
Солнце играло разноцветными бликами на стенах, проникая в зал через цветное стекло.
С витража на Кельха с любовью смотрела Варенька. Она была по-прежнему прекрасна и светилась солнечными лучами.
Вдруг в приоткрытое окно зала влетела маленькая ласточка и заметалась под потолком.
Кельх не удивился. Примета только подтверждала его предчувствие.
Ведь он пришел попрощаться с НЕЙ и с этим домом, где каждый зал должен был стать сказочной декорацией к его любви.
Вечером Александра Кельха арестовали.
Кроме былой принадлежности к имущему классу в вину ему вменили переписку и получение денег из-за рубежа…
След Кельха затерялся в лагерях. Больше никто никогда о нем не слышал.
Спасибо за внимание и доброжелательность, уважаемые читатели!
Подписывайтесь на мой канал, и я расскажу вам еще немало интересного про Петербург и людей, чьи имена так или иначе связаны с городом.