Господня церковь была установлена почти две тысячи лет тому назад. Это была изначальная церковь. Она не была “вашей церковью” или “моей церковью”. Это была Христова церковь. Она не была “вашей конфессией”. Она не была “одной из конфессий”. Она не была “совокупностью конфессий”. Она вообще не была конфессией. Это была Христова церковь, Его невеста. Эта церковь существовала изначально - прежде, чем были созданы другие организации в содействие, противостояние, подражание или противоречие ей.
В исторических трудах и различных религиозных книгах Господню церковь неизменно называют церковью Христовой. Такое название дает читателям понять, что речь идет не о более поздних образованиях и не о каких-либо спорных вопросах; речь идет о церкви Христовой в том ее виде, в каком она была в самом начале. Такое название церкви лучше всего для этого подходит. Но можно говорить и о других причинах, по которым она была названа Христовой церковью. Ведь она действительно принадлежит Христу. Христос говорил о ней: “...Я создам Церковь Мою” (Мф. 16:18). Еще она принадлежит Ему, потому что Он купил ее; она есть “Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею” (Деян. 20:28). Она принадлежит Ему, потому что Он создал ее. Она принадлежит Ему, потому что Он ее глава (Еф. 1:22). Название “церковь Христова” взято из Писания, ибо Павел писал: “Приветствуют вас все церкви Христовы” (Рим. 16:16).
НАЧАЛО ЦЕРКВИ
В первую Пятидесятницу после Своего воскресения Иисус установил Свою церковь. Шел третий час дня по иудейскому времяисчислению, когда Иисус Христос послал Святого Духа от Своего престола, находящегося по правую руку от Бога, к ожидавшим апостолам. Это было начало церкви. Именно тогда и там родилась церковь. Позже Петр говорил об этом как о “начале” (Деян. 11:15). В тот день, впервые в истории, Иисус был открыто провозглашен Христом (Деян. 2:36). В тот день, день начала, впервые в истории людям было велено креститься во имя Иисуса для прощения их грехов (Деян. 2:38). В тот день, впервые в истории, Господь приложил спасенных к Своей церкви (Деян. 2:47).
БОЖЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА ЦЕРКВИ
Около двух тысяч лет назад церковь отличалась своей божественной природой. Тогда церковь была именно такой, какой ее задумал Бог (Еф. 3:10, 11). Она была церковью, которую Христос приобрел Своей кровью. Христос Сам создал ее. Он передал ей все мельчайшие детали учения для благовествования (Гал. 1:11). Христос был “выше всего, главою Церкви” (Еф. 1:22). Он наделил ее членов Своим собственным именем, и, каждый по отдельности, они стали называться христианами (Деян. 11:26). Он был их Спасителем и вкладывал в них всю Свою душу, возлюбив церковь (Еф. 5:23, 25). Он Сам прилагал к церкви каждого нового спасенного (Деян. 2:47). Церковь была полнотой Наполняющего все во всем Христа (Еф. 1:23). Она была божественным установлением, без прибавления или убавления, изменения или улучшения. Будучи божественной, она не нуждалась ни в каких изменениях. Она была церковью Христа, и Он создал ее в соответствии со Своим замыслом. Она была божественной и в происхождении, и в миссии, и в судьбе.
Почти две тысячи лет тому назад церковь Христова была Божьим храмом. Так она называется в 1 Кор. 3:16, потому что в ней пребывал Дух Божий и Христов. Те, кто писал Новый Завет, называли ее невестой Христовой, потому что она была вверена Ему, и Он любил ее (Еф. 5:22-33). Они называли ее домом Божьим, потому что Бог был ее Отцом (1 Тим. 3:15). Они называли ее царством Христовым, потому что Христос был ее Царем (Кол. 1:13). Вот чем церковь была тогда.
ЦЕРКОВЬ КАК ЦАРСТВО
Около двух тысяч лет тому назад церковь Христа была царством Христовым. День рождения церкви был торжественным днем начала царства. Дух, сошедший для того, чтобы вдохнуть жизнь в церковь, также дал силу царству. Иисус говорил, что царство Божье придет в силе и что Дух Святой придет в силе (Мк. 9:1; Деян. 1:8). Церковь и царство были одним и тем же устроением. Пятидесятница, первый день церкви, была днем коронации Царя Иисуса! Именно тогда Петр объявил, что Иисус “...был вознесен десницею Божиею” (Деян. 2:33). Глава церкви был и Царем царства. Чтобы получить членство в церкви, уверовавшие должны были покаяться и креститься (Деян. 2:38). Условия получения гражданства в царстве были теми же. Иисус сказал, что право на вхождение в царство дает рождение от воды и Духа (Ин. 3:5). Церковь была равнозначна царству. У них был один правитель, одни условия членства, одно время и место рождения.
Церковь была невестой Христовой, обителью Божьей, храмом Божьим, телом Христа и Его царством! Членство в этой церкви было самой высокой привилегией, когда-либо оказанной человеку. Наименьший член церкви обладал большими привилегиям, чем Иоанн Креститель. Иисус восхвалял Иоанна Крестителя за его личные качества, но в небесном царстве Он предназначил более высокое место наименьшему: “...Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его” (Мф. 11:11). Иоанн внес свою лепту в подготовительный процесс проповедью: “...Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное” (Мф. 3:2); но Иоанн не дожил до того дня Пятидесятницы и не стал членом церкви, гражданином царства небесного. Этот факт еще раз доказывает время установления церкви Христовой и указывает на то, что в дни Иоанна Крестителя церковь не существовала. Слова Иисуса в Мф. 11:11 также указывают на величие Его царства. Люди прошлого, какими бы выдающимися и преданными слугами Бога они ни были, тем не менее, не обладали теми привилегиями, что члены царства, или церкви.
ЦЕРКОВЬ КАК ПОЛНОТА ХРИСТА
Почти две тысячи лет тому назад церковь Христова означала Христа в Его полноте (Еф. 1:23). В Его церкви была полнота Христова прощения. Церковь обрела прощение благодаря крови Христа (Еф. 1:7). В Его церкви была полнота Христова согражданства. Члены той церкви были согражданами небес (Еф. 2:19). В Его церкви была полнота руководства. В Его церкви, или в Его царстве Господь преломлял хлеб (Мф. 26:29). В Его церкви была полнота молитвы. Он дал церкви Свое собственное имя, чтобы ее члены могли подойти к престолу благодати (Евр. 4:16). В Его церкви была полнота имени Христа. Он настолько полно отождествлял Себя со Своей церковью, что дал ее членам Свое имя: они стали называться христианами (Деян. 11:26). В Его церкви была полнота дела Христа, и христиане почитали за счастье принять страдание в Его имя (Деян. 5:41). Церковь была такой, какой Иисус ее создал, наполнив затем Собой, чтобы прощать, благословлять, вести и спасать. Каждый член церкви наделялся богатствами небес. Их состояние духа было поистине совершенным. Ни один член церкви не был идеальным, но церковь совершенным образом удовлетворяла духовные нужды своих членов. Они высоко ценили членство в церкви, ибо Его церковь характеризовалась совершенством Христа. Церковь была полнотой Христа.
ПОБЕДЫ ЦЕРКВИ
Иисус Христос венчал Свою церковь победами. Первой победой было то, что Он дал ей в день рождения три тысячи новых членов (Деян. 2:41). И хотя это была выдающаяся победа, она носила лишь символический характер. Победы Иисуса в Иерусалиме увеличили число членов церкви до пяти тысяч и даже более того (Деян. 4:4). Победы, принесенные Иисусом Своей церкви, были настолько велики, что люди стали ей завидовать. Начались гонения на членов церкви и расправы над ними. Однако наш Господь заставляет даже Его врагов возвеличивать Его. Когда враги церкви попытались нанести ей поражение в Иерусалиме, Господь повел ее к еще большим победам в других местах. Спасаясь, члены церкви рассеялись и принесли семена царства в другие страны. В книге Деяний пишется: “...Рассеявшиеся ходили и благовествовали слово” (Деян. 8:4). Слово проповедовалось в Иерусалиме, Иудее, Самарии и в самых отдаленных уголках земли (Деян. 1:8). Он венчал Свою церковь вселенской победой: всемирным распространением евангелия (Кол. 1:23).
БУДУЩЕЕ ЦЕРКВИ
К концу своего первого столетия церковь подошла с многочисленными победами, которые потрясли мир. Ее Отцом был один Бог, ее Спасителем был один Сын, ее Учителем был один Дух, у ее членов была одна церковь и одна Книга, которой они руководствовались. Что же ожидало такую славную церковь в будущем? Огонь и меч гонений не остановили ее победоносного марша. Будет ли она продолжать восхождение в величии веры? Она имела чистое учение, искреннее богослужение и простую организацию. Сможет ли она сохранить эти качества на протяжении веков?
Обычная история рассказывает нам о событиях прошлого. Вдохновенная история, или пророчества, говорит нам о событиях будущего. Пророчества - это история, написанная до того, как произошли события. Именно так на протяжении многих веков писалась история новозаветной церкви. Ответ на вопрос “Что ожидает в будущем эту славную церковь?” содержится в Новом Завете:
«Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фес. 2:3, 4).
«Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, чрез лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением» (1 Тим. 4:1-3).
«Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2 Тим. 4:3, 4).
Пророчества не говорят, что церковь будет продолжать благоденствовать, что ее будущее будет отмечено преданностью и чистотой. Гонения уже были, но им не удалось разрушить церковь. Скоро ее начнут расшатывать внутренние противоречия. Наступит отход от основных ее принципов. Люди в церкви начнут проповедовать лжеучения, и члены ее отвернутся от истины. И восстанет в ней некто, кто пожелает затмить Бога своими собственными высокими претензиями. Все это действительно было в истории. Церковь знает свои темные века. Ее история - это история первой победы, а затем отступничества. Она несла на себе клеймо мракобесия лжеучителей, продажных богослужителей и извратителей евангелия. Несмотря на это, обетование ее Спасителя оставалось верным. Он говорил: “Врата ада не одолеют [Церковь Мою]” (Мф. 16:18).
ИЗНАЧАЛЬНАЯ ЧИСТОТА ЦЕРКВИ
Все эти искажения и изменения истинной церкви произошли против воли Христа. Учения, которые принесли эти изменения, Он назвал “учениями бесовскими” (1 Тим. 4:1). Он сказал также, что тот, кто обольстит людей этими учениями, будет “человеком греха, сыном погибели” (2 Фес. 2:3), а те, кто последует за этими лжеучителями, “от истины отвратят слух и обратятся к басням” (2 Тим. 4:4). Он назвал некоторые из их лжеучений, сказав, что от людей будут требовать воздерживаться от употребления в пищу мяса и не вступать в брак (1 Тим. 4:3). Все это противоречило церкви и Тому, кто ее создал.
И хотя церковь пострадала от всех этих искажений, она не была оставлена без спасительного выхода, ибо Христос, создавая церковь, дал семя, которое может прорасти в любом поколении и в любом месте и дать изначальные плоды. Чистое Слово Божье - вот то живое семя, которое может производить, готово производить и производит плоды по роду его. Церковь первого века и сегодня с нами, потому что с нами живое семя. Та же самая благая весть по-прежнему создает церкви Христовы.
Церковь Христова, созданная около двух тысяч лет тому назад, и сегодня имеет ту же организацию, богослужение и учение.
#церковь #церковь христа #история церкви #христианство #религия