Найти тему

Расширение рутин и самостоятельность ребёнка. Марафон «Одна полезная привычка в месяц»

  • Ты уже помыл руки?
  • Почистил зубы?
  • Пора переодеваться!
  • Надевай ботинки!

Как часто нам приходится делать напоминания нашим детям? Кажется,только это помогает, иначе ребёнок ничего не будет делать сам. Но как это утомляет! И, к сожалению, надежды на то,что само всё пройдёт и ребёнок постепенно научится самостоятельности без нашего участия, не всегда оправдываются. Более того, давая такие подсказки, мы формуруем зависимость ребёнка от инструкций и напоминаний. Он полагается на это и ожидает таких словесных подсказок.

У абсолютного большинства людей с аутизмом есть исполнительная дисфункция: им сложно самим планировать свой день, организовывать занятия и досуг. Часто необходима поддержка и специальное обучение для того,чтобы они могли научиться справляться с такими задачами.

Есть разные стратегии работы над этой сложностью. Сегодня давайте поговорим об одной из них: расширение рутин. Наверное, многие родители знают, как важны рутины и предсказуемое расписание дня для ребёнка с РАС.

В одном из предыдущих постов я делилась нашим опытом о том, как приучить ребёнка с РАС собираться в школу самостоятельно. Для нас это была большая победа. И очень помогло наличие хорошо знакомых рутин, которым ребёнок следовал. Вот ссылка на эту статью:

Когда у вас уже есть полезные рутины и ребёнок выполняет их самостоятельно, то самое время сделать следующий шаг: расширить рутину. Это небольшой, но существенный шажок на пути к самостоятельности.

Например, мой сын собирается в школу сам. Ещё в сентябре я каждый вечер готовила для него один комплект школьной формы и вешала вещи на стул в той последовательности, в которой их нужно надеть. Он отлично справлялся с этой задачей. При этом, запросто мог надеть свитер задом-наперёд, если я немного по-другому его повесила. А когда я забывала класть носки на стул, то он их и не надевал. Приходилось указывать ему на ошибку и делать напоминание, только тогда сын замечал неладное.

Тут можно, конечно, говорить о низкой мотивации выглядеть так, как положено. Но есть и другой компонент: на этом этапе мой сын не брал на себя ответственность подбирать весь комлект школьной одежды и следить за тем, чтобы правильно надевать вещи. У него была только ответственность - одеться в заранее подготовленную одежду, уложившись во временные рамки. Ждать, пока ситуация сама изменится в сторону большей осознанности со стороны ребёнка можно долго. Часто эффективнее - просто расширить рутину. Поэтому, в октябре я стала гладить заранее все школьные вещи на неделю и вешать в его шкаф. Теперь ему самому каждое утро приходится подбирать одежду и проверять,всё ли на месте: рубашка, свитер, брюки, носки. Ещё он должен сам проследить за тем, чтобы не надеть что-то задом-наперёд. Конечно, в первые пару недель нужно было давать ему значительно больше времени на сборы, но потом он научился справляться с новыми задачами быстрее.

Теперь у сына чуть больше осознанности и ответственности за свою жизнь. Это, конечно, очень маленький шаг. Но из таких шагов и состоит большая часть пути к самостоятельности. Если нейротипичные дети постепенно сами берут всё больше ответственности и пробуют что-то новое, то для наших детей это может быть сложно и требуются постоянные усилия с нашей стороны для того,чтобы выработать полезные привычки, делая это регулярно и последовательно.

Иногда существующее положение вещей для нас уже привычно и удобно. Не нужно что-то менять и мы не меняем. Мне было проще вешать готовый комплект одежды на стульчик, чем слушать причитания сына и разбирать в шкафу беспорядок, который он создавал каждое утро в первые недели после расширения рутины: пытаясь найти носки или свитер, он ронял другие вещи с вешалок. Но в долгосрочной перспективе и я, и Алмаз только выиграли. Поэтому, давайте попробуем не ждать, пока изменения будут необходимы, а вводить их регулярно по маленьким шажочкам : расширять рутины и вырабатывать полезные привычки каждый месяц.

Что важно при этом:

  1. это полезный практический навык/привычка
  2. навык/действие ребёнку вполне под силу.
  3. навык будет встроен в его рутину /расписание / повседневную жизнь, будет регулярно использоваться ребёнком самостоятельно. Наша цель – уходить от инструкций и подсказок, отдавая ребёнку ответственность за сомообслуживание и самопомощь.

Предлагаю устроить небольшой марафон: обучать своего ребёнка одной полезной привычке в месяц. Это может что-то очень простое: складывать одежду после школы в корзину для стирки,класть бутылку с водой в школьный портфель, раскладывать столовые приборы на столе перед ужином и т.д.

А какую полезную привычку у своего ребёнка хотите выработать Вы в следующем месяце?

Художественная иллюстрация из интернета
Художественная иллюстрация из интернета