Примерно после двух лет (все дети разные!) мы переходим от этапа ознакомления с буквами к этапу усвоения, мы начинаем чаще задавать вопросы: "Это какая буква?, Покажи мне букву У." Есть дети, которые уже в 2 года знают все буквы. Значит у них нет проблем с зрительным восприятием и хорошая зрительная память. Если ребенок не хочет показывать буквы, просто возвращаемся к этапу ознакомления и продолжаем показывать и рассказывать про буквы сами. Не волнуйтесь, у вас еще 4 года впереди! Просто отдача будет попозже. А вот если ребенок отвечает, но буквы путает, здесь надо быть очень внимательным. Причин может быть много.
- Ему может быть просто не интересно, тогда возвращаемся к этапу ознакомления, анализируем, не давим ли мы на ребенка, может быть ему надо отдохнуть и вернуться к обучению через несколько дней-недель. Не надо игру превращать в обучение. Вы в первую очередь играете с ребенком, включая в игру элементы обучения.
- У него меньше развито зрительное восприятие и он плохо запоминает образы. Значит просто подключаем буквы не только нарисованные, но и те, которые можно пощупать (например из пластика). Или вырезанные из наждачной бумаги, по которым можно поводить пальчиком. Подключаем словарные объяснения. Рассказываем из каких элементов состоит буква: буква Р состоит из палочки и дуги, буква А из трех палочек. Рисуете с ребенком буквы, например на песке, а потом его пальчиком проводите по нарисованному. Очень удобна на этом этапе маркерная доска, ее можно сделать своими руками, поместив в файл плотную картонку и белый лист бумаги и купить в магазине маркер для доски. Рисуете и стираете.
- У ребенка может быть нарушено слуховое восприятие. Вот здесь осторожнее. Ребенок может неправильно воспринимать на слух звук и есть опасность закрепить неправильное соотношение звука и буквы, а переучивать всегда сложно. Если он путает определенные буквы, например Ж и Ш их надо пока просто убрать. Если ребенок не выговаривает например звук Р, мы обязательно называем его сами, а не просим произнести ребенка. Если у вас появились сомнения, правильно ли ваш ребенок воспринимает звуки, лучше обратиться к специалисту (логопеду).
На этапе усвоения развивается навык узнавания букв. Навык - это действие, доведенное до автоматизма. Ребенок должен научиться узнавать буквы в разном виде, в разных местах и как можно быстрее.
Очень хороша маркерная доска. Рисуете букву, можно не очень аккуратно, на боку, к верх ногами: Это какая буква? или На какую букву похожа? А чем она похожа?, А что с ней случилось, давай ее поднимем, как она теперь будет выглядеть, а как она себя чувствует? Сколько сказок можно сочинить, рисуя их на доске. Однажды Альберта Эйнштейна спросили, как мы можем сделать наших детей умнее. "Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны, сказал он, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были еще умнее, читайте им еще больше сказок". От себя добавлю, если вы хотите, чтобы ваши дети были гениями, то сочиняйте сказки вместе со своими детьми.))))) Это небольшое отвлечение от темы.
Выкладываем буквы из спичек, рисуем на песке, находим знакомые буквы, гуляя на улице, в названиях книг.
Напечатайте на принтере карточки с буквами и выкладывайте перед ребенком в разном порядке, чем быстрее, тем лучше.
Очень хорошо на этом этапе купить азбуку в стихах. Лучше советских поэтов. Сейчас появилось очень много азбук, но когда я захотела что-нибудь выбрать в подарок, то не смогла. Пустые стихи иногда вообще не соотносимые с буквой. Стихи в старых азбуках или описывали внешний вид буквы или содержали слова с этой буквой в начале. Особенно мне нравилась азбука Александра Шибаева. Нашла на сайте, может и вам понравятся. https://allforchildren.ru/rus/shibaev01.php
Опять помогут кубики. Бросаем кубик: Какая буковка выпала? Бросаем несколько кубиков: Какие буквы ты видишь? Давай, кто быстрее скажет буквы.
Необходимо показывать ребенку для чего вы учите буквы. В понимании ребенка буквы не должны существовать отдельно от жизни. Показывайте, что на товарах написаны названия. Покупаете молоко и кефир в незнакомых коробках , и: "Догадайся, в какой коробке молоко, а в какой кефир. Как ты догадался?" Или: "Нет, неправильно, смотри: здесь написано МОЛОКО, видишь, буква М, а здесь КЕФИР, видишь, как полезно уметь читать." И вот уже ребенок пытается "читать", водит пальчиком по коробке с молоком и "читает": " Молочко". Какой он у вас молодец!
Поиграйте всей семьей. Папа берет кубик с любой буквой и называет букву и слово на эту букву, передает маме. Теперь мама называет букву еще раз, придумывает слово на эту букву и передает ребенку. Сначала ребенок может и не понять, что от него требуется и надо ему помочь, но он обязательно вникнет в смысл игры. Подключите к игре старших детей, бабушек, дедушек. Чем больше народу, тем быстрее обогащается словарный запас ребенка. Букву выбираете по очереди.
Этот этап может затянуться. Не спешите, чем лучше навык узнавания букв, тем легче ребенку будет потом читать. Пусть он закрепит знания. Пусть буквы станут его друзьями. Только не переусердствуйте. Сначала просто игра, а потом чуть-чуть с буквами, сначала рисуем цветочки, машинки и что ребенок хочет, а потом немного буковок. Понемногу, но каждый день. И хвалим, хвалим, хвалим!!!! Не бойтесь перехвалить, напоминайте себе, что по сути буквы учат в первом классе и если ребенок знает их в 2,5-4 года, он уже молодец.
#игры с буквами
#учимся читать #домашнее обучение #раннее обучение