Именно так наши предки называли последний месяц осени ноябрь – грудень или листопад. А поэты-песенники посвятили ему немало поэтических строчек: «С берез неслышен, невесом спадает желтый лист...».
После знойного, засушливого лета и сухой осени листья крепко держатся на березах, рябинах и яблонях с вишнями... В народе говорят, что все это к суровой, морозной зиме. Есть и другие тому приметы – толстая шелуха луковичных растений или кожура корнеплодов. А также обильный урожай желудей. У нас в Башкортостане высоту снежного покрова определяют по высоте горного дудника – курая, или медвежьей дудки – дягиля. А также по поведению медведя, если в конце осени он начинает нападать на домашних животных...
Пришло время в садах и огородах принять меры по искусственному снегозадержанию, связать кусты малины и смородины, укрыть теплолюбивый виноград, побелить стволы яблонь известкой...
В ноябре мы будем отдыхать с четвертого по седьмое число включительно. Теперь этот многодневный праздник называют Днем народного единения России. Именно в этот день Русская православная церковь отмечает праздник Казанской иконы Божьей Матери и воцарение на русском престоле рода Романовых, к чему, правда, можно притянуть и изгнание из Москвы польских интервентов. И отмечать этот праздник призывают в первую очередь монархистов и церковников.
Но имеются и многие другие объединяющие всех россиян праздники. независимо от их национальности, веры, идеологии или социального статуса. Например, День Бородино, когда и впрямь наметилось объединение всех тогдашних россиян – христиан и мусульман, богатых и бедных.
Конечно, коммунисты не жаловали христианские праздники, но и не отменяли их. Чего не скажешь о христианах, которые отменили и заменили все дохристианские, языческие праздники.
Наконец, почему бы не отмечать день памяти Минина и Пожарского наравне с днями памяти Разина или Пугачева с Юлаевым? Кстати, истинными народными вождями, первыми в тогдашней России провозгласившими равенство и дружбу всех ее народов...
Глубокая осень с падающими листьями и их грудами под оголенными кустарниками и деревьями ассоциируется у нас с умиранием природы. С горькой памятью обо всем, отжившим свое. Поэтому на Древней Руси 7 ноября было днем поминовения предков. А в советское время – прежде всего павших за народное дело, которых мы нынче вдруг забыли и предали... Конечно, в этот день можно поминать и великих царей, и выдающихся князей вроде князя Пожарского или Кутузова, и прочих святых и правых защитников русской земли. Но, как сказал один наш уфимский поэт: «А святой на земле только тот, кто отдал свою жизнь за народ!»
Автор: Георгий КАЦЕРИК
Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!