Найти в Дзене
ИсториоГрад

Девушка-рабыня, ставшая женой султана Османской империи: Хюррем Хасеки-султан

Оглавление
Хюррем Хасеки-султан
Хюррем Хасеки-султан

Султан Сулейман Великолепный, проходя мимо прачечной в своем гареме, услышал очаровательный красивый голос, поющий мелодичные песни на незнакомом языке. Он «остановился, чтобы поговорить с ней в ее диковинной речи», рассказал в 1951 году его биограф Гарольд Лэмб.

Девушка в прачечной была не кем иным, как будущей женой османского султана Хюррем-султан, которую в то время звали Александра Лисовская или Роксолана.

Роксолана была похищена налетчиками крымских татар, которые продали ее на невольничий рынок, где ее купил кто-то из Константинополя (ныне Стамбул), столицы Османской империи, и подарил Сулейману. Считается, что ей было 15 лет, когда ее похитили.

Женщины османского гарема были искусными вышивальщицами, и Александра тоже. Ее отправили в королевскую прачечную, где она пела своим прекрасным голосом, вышивая красивые узоры на куске ткани.

Еще один кусок ткани имел большое значение в ее жизни и он перевернул ее жизнь с ног на голову. Это был платок. В гареме существовала традиция, что если султан кладет платок на плечо наложницы, она будет выбрана им.

Александра максимально использовала свое время. Она так понравилась Сулейману своей радостью к жизни, что он назвал ее Хюррем, что означает «смеющаяся».

История любви Роксоланы к Сулейману не была обычной сказкой, в которой женщина известна своей красотой и элегантностью, скорее было наоборот. Посол Венеции Пьетро Брагадин описал Роксолану так:

«Молодая, но не совсем красивая, хотя изящная и миниатюрная».

Что выделяло ее в толпе женщин гарема, так это пламенеющие рыжие волосы, ее остроумие и интеллект.

Любовь между рабыней и султаном

Хюррем и Сулейман очень любили поэзию, и это сыграло решающую роль в их любви. Когда Сулейман отправлялся в поход или на войну, оба обменивались письмами, которые раскрывали истинную природу их любви.

Письмо Хюррем султану Сулейману:

«Моя жизнь, мой повелитель, мой дорогой султан, моя единственная молитва Аллаху - снова увидеть твое сияющее лицо. С этого момента больше не будет разлуки ... Я желаю от моего повелителя, чтобы мой султан, мой возлюбленный человек, всегда был счастлив в этом мире и в будущем.
Ты всегда побеждаете своих врагов. Я очень хорошо знаю, что мой султан по иронии судьбы влюбился в эту рабыню.
… Я выбрала ислам из-за него. Вот почему я могу только быть счастлива рядом с тобой. Я посылаю тебе одну из моих вещей, пропитанную моими слезами ... Пожалуйста, надень ее, для меня ...
Я желаю тебе только счастья в обоих мирах.
Твоя бедная и скромная рабыня, Хюррем.
Портрет Хюррем и Сулеймана немецкого художника Антона Хикеля
Портрет Хюррем и Сулеймана немецкого художника Антона Хикеля

Сулейман также написал для нее стихотворение под своим псевдонимом Мухибби:

«Трон моего одинокого убежища, моего богатства, моей любви, моего лунного света.
Мой самый искренний друг, мое доверенное лицо, само мое существование, мой султан, моя единственная любовь.
Самая красивая среди прекрасных…
Моя весна, моя веселая любовь, мой день, моя возлюбленная, смеющийся лист
Мои цветы, моя сладкая, моя роза, единственная, кто не огорчает меня в этом мире ...
Мой Стамбул, мой Караман, земля моей Анатолии
Мой Бадахшан, мой Багдад и Хорасан
Моя женщина с красивыми волосами, моя любовь к наклонным бровям, моя любовь к озорным глазам ...
Я всегда буду петь тебе дифирамбы
Я, любовник измученного сердца, Мухибби глаз, полных слез, я счастлив ».

Сулейман отказался «знать других женщин: то, чего никогда не делал ни один из его предшественников», - писал Доменико Тревизано, венецианский посланник.

Хюррем также родила шестерых детей, нарушивших принцип «одна наложница-мать - один сын и политика». Этот принцип был сделан, чтобы предотвратить братоубийство и влияние матери на султана. Но Хюррем нарушила правило и стала матерью для большинства детей Сулеймана.

Культовый бой

Пока Хюррем шла к могуществу, с ней возникло ожесточенное соперничество. После рождения своего первого сына шехзаде Мехмеда, она стала третьей по влиянию женщиной после Валиде-султана, матери Сулеймана, и Махидевран, матери наследника Сулеймана.

Ревность между двумя женщинами, Хюррем и Махидевран, частично контролировалась Валиде-султаном. Но однажды все действительно вышло из-под контроля.

Однажды Махидевран жестоко избила Хюррем. Впивая ногти в лицо, она сказала: «Предательница, продажное мясо [то есть «купленная на базаре»]. Ты хочешь со мной посоревноваться?» Когда Сулейман узнал эту новость, он был ошеломлен и пришел в ярость.

Из-за популярного турецкого сериала «Великолепный век», основанного на их историях из жизни, считается, что в наказание Сулейман отправил ее в Манису. Но, по словам турецкого историка Недждета Сакаоглу, это не соответствует действительности.

Восхождение к власти

«На этой неделе в этом городе произошло необычайное событие, абсолютно беспрецедентное в истории султанов. Великий синьор Сулейман взял себе в супруги рабыню из России» - генуэзский посол

Жениться на рабыне не было в османской традиции, но Сулейман не только освободил Хюррем, но и сделал ее своей законной женой. Это дало ей право быть в семье султана, будучи чужаком. Ее власть в Османской империи стала расти. Она стала Хасеки-султаном, что сделало ее равной императрицам Европы и даже более могущественной, чем сами османские принцессы.

Ходили слухи, что Хюррем - ведьма и заколдовала султана, но правда заключалась в том, что она была чаровницей его сердца. Его счастье в жизни.

Однако эта церемония бракосочетания проводилась после смерти Валиде-султана, поскольку наложнице не разрешалось быть выше нее.

После смерти Валиде-султана Хюррем стала доверенным источником новостей для Сулеймана. В письме она упоминала:

«Мой дорогой султан! Если ты спросишь о Стамбуле, город все еще страдает от чумы; однако она не похожа на предыдущую. Даст Бог, она уйдет, как только ты вернешься в город. Наши предки говорили, что чума уходит, как только деревья сбрасывают листья осенью».

Она даже писала письма королям других государств, что случилось лишь однажды в истории османов. Ее преемницы обменивались письмами с королевами, но никогда с королями. Хюррем в одном из своих писем к Сигизмунду II Августу, королю Польши, писала:

«…Со старым королем мы были как братья, и если это будет угодно Всемилостивому Богу, с этим королем мы будем как отец и сын».

Благотворительность и легенды

Портрет Хюррем-султан из Британской Королевской коллекции
Портрет Хюррем-султан из Британской Королевской коллекции

Для ее врагов она могла быть властолюбивой женщиной, притворившейся влюбленной в султана, но для обычных граждан государства она была филантропом.

Она повелела построить мечеть, два медресе (школы), фонтан, женскую больницу, баню рядом с собором Святой Софии и общественную столовую, где, как говорят, ежедневно кормили 1000 человек.

Архитектура мавзолея Хюррем Хасеки-султан олицетворяет небеса. Вероятно, это было сделано, чтобы отдать дань уважения ее улыбчивой и радостной натуре.

Павел Загребельный, украинский писатель, самым лучшим образом описал жизнь Хюррем:

«Умная, добрая, понимающая, открытая, искренняя, талантливая, щедрая, эмоциональная и благодарная женщина, которая заботится о душе, а не о теле;
кто не увлечен обычными желаниями вроде денег, склонна к науке и искусству; короче говоря, идеальная женщина».

Друзья, если вам понравилась статья, не стесняйтесь комментировать и ставить лайки. Также, буду признателен, если вы подпишитесь на мой канал "ИсториоГрад".