Найти тему

ПОСЛЕДСТВИЯ ХРИСТИАНИЗАЦИИ РУСИ

При анализе полученных фактов по теме христианизации Руси, можно сделать несколько интересных замечаний и выводов.

С самого начала её образования, во главе Руси стал Рюрик, крещённый по католическому обряду. Если бы Рюрик направил все свои силы на распространения Евангелия, то Русь была бы христианской страной задолго до официального её крещения. В таком случае, Русь бы была католической. Но, к сожалению, Рюрик принял Христа в политических целях. К сожалению не в том смысле, что Русь стала не католической, а в том, что огромное количество людей не смогло узнать суть Евангелия. Рюрика совершенно не беспокоило дело Иисуса Христа, поэтому христианизация Руси произошла позже.

Аскольд и Дир, возможно, были вначале сторонними свидетелями крещения Рюрика. Но даже косвенный интерес к жизни Иисуса Христа, повлиял на их судьбоносное решение – стать христианами. Они принимают Христа во время военного похода, по мнению автора данной статьи, от монахов, что жили в окрестностях Константинополя. Их примеру следуют дружинники. Крещение Аскольда и его воинов многие историки считают первым крещением Руси. После их посвящения Христу, на Руси появляются христианские храмы. Но так случилось, что Аскольд и Дир были убиты. Наступил период затишья и в определённый момент, даже гонений пока на княжий престол не взошла Ольга.

Период её правления не зафиксирован каким-либо пробуждением. Однако, можно отметить два факта, которые повлияли на дальнейшую историю.

Во-первых, её личный пример, как христианки, повлиял на решение Владимира принять Христа.

Во-вторых, в большей мере христианизация Руси прошла спокойно, не смотря на давление Владимиром, по той причине, что простой народ любил Ольгу и она жила в их памяти. Не вдаваясь в подробности в учения Христа, они шли за Христом, Которого показала княгиня своей жизнью.

Князь Владимир имел сильный темперамент. Он бросается с присущей ему чертой характера из крайности в крайность. Из яростного язычника, он становится таким же воинствующим христианином. Дух Святой обличая его, подсказывает Владимиру о необходимости и важности обучения.

Правление Владимира обусловлено так же двумя важными событиями.

Во-первых, он насильно крестит Русь, что приводит с одной стороны отторжению Христа у одной части населения, с другой – это, по сути, вызов языческому строю. После такого крещения были в истории Руси «восстания волхвов».

Во-вторых, князь Владимир закладывает фундамент образования детей бояр. Ярослав Мудрый продолжил его дело, и тем самым вывел Русь на передовые позиции в политической, экономической, литературной и религиозной сфере.

Этого ничего бы не было, если бы в своё время Кирилл и Мефодий не служили Христу, воплощая в жизнь завет Иисуса Христа: «Идите и научите, крестя во имя Отца, сына и святого Духа». Благодаря им на Руси появился алфавит. Сам же алфавит был создан для перевода Священного Писания для славян. Многие историки считают, что Кирилл и Мефодий были православными людьми, но, тем не менее, они просят благословение на их труд у римского папы.

Все эти факты, дают нам возможность сделать вывод, что в христианизации Руси участвовали на долгом протяжении времени разные люди в частности, и многие страны, в общем. До великого раскола, многие настоящие христиане не думали о том, к какой поместной церкви они принадлежат, они думали о том, как донести личность Иисуса Христа и Его учение до людей, нуждающихся в спасении, служа на том месте, где их поставил Бог.

Апостол Павел говорил: «Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (1Кор.4:16) [1].

Несмотря на то, что христианизация Руси в правление Аскольда и Ольги развивалась и распространялась недостаточно быстро, несмотря на то, что Русь была крещена Владимиром силой, несмотря на то, что многие языческие праздники до сих празднуются в наши дни под маской религиозного и народного фольклора, несмотря на все эти минусы - значение христианизации преувеличить очень сложно. Есть два плюса, который перекрывает все те минусы, которые скрываются за словами «несмотря на то…».

Во-первых, и это самое главное, мы живём в христианской стране, мы можем открыто проповедовать об Иисусе Христе, у нас нет гонений.

Во-вторых, огромное число людей, приняв Иисуса Христа, как Господа и Спасителя, приняли от Него прощения грехов и на основание этого, они получают в Нем жизнь!

Азбука Кирилла и Мефодия была использована для написания и чтения книг. Как свидетельство, нами были использованы в предыдущих статьях летописи монахов, рассказывающих нам о древней Руси и её крещении.

Принятие христианства Владимиром, как государственной религии, ликвидировало ряд языческих обрядов, влекущих сексуальные оргии, поклонение идолам.

Ярослав Мудрый, продолжил христианизацию Руси, воспользовавшись плодами прошлых лет.

Ярослав особое внимание уделял обучению и книжному делу.

«Для подготовки духовенства Ярослав Мудрый в 1030 году открыл в Новгороде школу, в которой обучалось 300 детей. Есть основания предполагать, что такие школы существовали и при других архиерейских кафедрах, и прежде всего в самом Киеве.
Сам Ярослав Мудрый, как утверждает летопись (1037 год), «книги любил, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди наслаждаются учением божественным...».

Результатом данной работы с книгами, стала первая библиотека на Руси в правление Ярослава, что послужило лучшему образованию следующих поколений христиан.

Образование несёт в жизнь христианина 2 фактора:

  • препятствует истреблению от невежества (Ос.4:6)
  • способствует посвящению Господу (Мтф.28:19)

Изучение Святого Писания, прежде всего, и других христианских книг, открывает нам личность Иисуса Христа, преобразовывает нас в Его образ.

В обязанность монахов, что жили в монастырях с конца 10 века, входило ежедневное чтение книг. Многие монастыри создавали свои собственные библиотеки.

Конечно же, под влиянием христианской мысли преобразовывались все сферы общества.

Многожёнство ушло в прошлое. Статус женщины и семьи в целом, был поднят на совершенно новый уровень. Библия большое внимание уделяет семейным отношениям.

«Русская правда» - сборник правовых норм Киевской Руси, был трансформирован нормами библейской этики, что тоже было прорывом.

Под влиянием христиан развивались храмное строительство, книжное дело, литература, история и философия.

«При Ярославе Мудром построены такие выдающиеся памятники русского церковного зодчества, как киевская София (заложена в 1037 году) и новгородская София (1045-1055 годы), основан знаменитый Киево-Печерский монастырь (1051 год), во многом определивший дальнейшее развитие религиозной и культурной жизни Киевской Руси».
Картинка к статье взята из сети интернет, в свободном доступе
Картинка к статье взята из сети интернет, в свободном доступе

К сожалению, к тому времени, когда была крещена Русь, установились определённые отношения между светской и церковной властью. В результате подражания византийской модели, духовенство было подчинено в определённой мере светской власти. А это значит, что Русь стала частью христианского мира, со всеми экономическими и политическими последствиями.

Можно отметить, что Русь стала христианской страной до Великого раскола. И даже когда этот раскол случился, она держала нейтралитет между западом и востоком.

Например, праздник «Николы вешнего» стал отмечаться на Руси в память об "обретении мощей" святого Николая Мирликийского, подаренные князю Всеволоду Ярославовичу в 1091 году Урбаном вторым. С другой стороны, на Руси развивалось иконотворчество, что говорило о влиянии Византии.

Для продвижения канала ПОДПИШИСЬ и нажми, пожалуйста, на пальчик, что указывает вверх! Не забудьте оставить свой комментарий!

Христианизации Руси. Введение.

Краткая история Руси до принятия Иисуса Христа

КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ

Древняя Русь. КРЕЩЕНИЕ АСКОЛЬДА - первое крещение Руси.

КРЕЩЕНИЕ КНЯГИНИ ОЛЬГИ

КНЯЗЬ ВЛАДИМИР

ПРИЧИНЫ ХРИСТИАНИЗАЦИИ РУСИ