Найти тему
Катехизис и Катарсис

Как хэви-металлисты пытались спасти Африку от голода?

Давайте-ка поговорим о благотворительности: не адресной, которая «Вася Пупкин страдает чем-то, дайте денег» (это очень скользкая тема), а более масштабной, когда адресатом является целый континент.
Если краем уха слышали о «Богемской рапсодии» (сейчас про кино, а не песню), то помните, чем фильм кончался: большим благотворительным концертом Live Aid 13 июля 1985 года. И почти покадрово переснятым выступлением Queen, конечно же. Однако был и ещё один проект, связанный с той же целью, но менее известный — Hear'n'Aid. О нём и будет разговор.

Для начала: благотворительность в музыке тогда не была какой-то прям новостью. С начала восьмидесятых уже вышло два сингла, деньги с которых должны были уйти на поддержку голодающих в Африке: Do they know it's Christmas? (английский Band Aid, рис. 2) и We are the world (американский USA for Africa, рис. 3). Другой вопрос, дошли ли до голодавших эти деньги, но сегодня не о нём.

Короче, успех этих записей (шутка ли, Band Aid так почти 100 млн долларов собрали) озадачил пару музыкантов: басиста Джимми Бэйна и гитариста Вивиана Кэмпбелла, тогда музыкантов из Dio (рис. 4). Они полагали, что разросшаяся метал-сцена, варившаяся в своём мирке, могла бы направить на помощь Африке сопоставимые с лидерами суммы. Найдя горячую поддержку у лидера Dio (собственно, Ронни Джеймса Дио), они стали действовать.

4
4

Аналогичные проекты строились одинаково: написали песню, собрали желающих, записали, свели, продали, деньги выслали в Африку. «Чего отступать от привычной схемы?» - подумала троица с Дио во главе. Правда, в одном они-таки отступили: пригласили в проект, названный Hear'n'Aid, исключительно представителей хард-рок и хэви-метал-сцены.
Всего в проекте было задействовано около 40 артистов. Костяк составила группа Dio. Компанию им составили музыканты и певцы из Quiet Riot, Dokken, Blue Oyster Cult и многие другие. Даже гитарист и басист Spinal Tap ради такого «воссоединились». Учитывая, какой авторитет среди музыкантов на тот момент имел Дио, я даже этому не удивлена. Специально под всю эту братию троицей из Dio была написана песня Stars (прикреплённый трек); она, как сингл, и должна была собирать деньги.
Чтобы диск совсем уж не пустовал, на него были добавлены записи с живых выступлений, а также ранее неизданные треки. Accept, Scorpions, Motorhead и даже The Jimi Hendrix Experience включили туда свой материал. Всё должно было пойти на благое дело — помощь африканским голодающим...

Сборник был выпущен 1 января 1986 года (рис. 5, 6, 7), хотя записано всё было ещё в конце мая 1985 года. Причина? Да всё как обычно: звукозаписывающие компании опять переругались между собой насчёт авторских прав.
Мягко говоря, Дио не ожидал такого слабого выхлопа. Хотя продавался не только сингл, но и сопутствующий мерч к нему (футболки, постеры и прочая атрибутика), всего с продаж в некоммерческий фонд поступило от 1 до 3 миллионов долларов (1 миллион в течение года после продаж сингла, 3 — по данным исполнительного директора фонда Венди Дио, данные за 2017 год). Судя по отчётам фонда, куда и поступили деньги с продаж, на них была закуплена сельскохозяйственная техника и переправлена напрямую африканским страждущим. Деньги решили не передавать правительствам, опасаясь их оседания на чьих-то далёких счетах.

Выводы? Ну, по итогу мы получили прекрасный альбом, метал-сцена — опыт в проведении благотворительных записей, а африканцы — сельхозмашины. Неплохой обмен, как по мне. Дио, кстати, на этом в плане благотворительности не остановился: у него был ещё фонд «Children of the night», помогавший в борьбе с детской проституцией. Но об этом как-нибудь в другой раз.
Слушайте хорошую музыку.

Автор - Алиса Фейнман