Найти тему
Владимир Пискурев

ПОЧЕМУ ЭТА КАРТИНА ТАК НРАВИТСЯ?

БЕСЕДЫ ОБ ИСКУССТВЕ ( Для учащихся 4кл. ОТД. ИЗО. ДШИ №1 г. Курска )

С этого вопроса, я начинаю наш разговор. Мне очень захотелось поговорить с вами об этом. И знаете почему? Потому что на наших занятиях, показывая вам её репродукцию, я сразу же узнаю о том, что вы хорошо её знаете, знаете её название, её автора. Меня это радует. Значит, его творчество известно не только взрослым, но и вам. Значит, школьные программы, помнят о таких художниках - и, это замечательно.

Но дело не только в том, что мы с вами её знаем, - её знают и любят очень много людей, и не только в нашей стране. На выставки этого мастера, где, как правило, присутствует и она, приходит огромное количество людей.

Но почему, что в ней такого, почему она привлекает такое внимание?

Ведь, вроде бы ничего особенного, на ней не изображено: в светлой комнате, за столом сидит девочка, а на столе, лежат персики. Ещё окно, стена, на которой висит блюдо, спинки стульев - вот, пожалуй, и всё. Казалось бы, ничего нового, неизвестного, доселе невиданного для человеческого глаза, здесь нет.

Но, как только бросаешь на неё взгляд, картина, как бы притягивает тебя, как будто в ней скрыта, какая-то притягательная сила - ты начинаешь на неё смотреть и понимаешь, что это - УДИВИТЕЛЬНАЯ КАРТИНА. В ней есть ЧТО - ТО, что заставляет ею восхищаться.

Пленительный образ девочки, выражен великолепными художественными достоинствами этой картины и, наверное, поэтому, она не может, не нравиться.

Давайте и мы с вами посмотрим, и попытаемся разобраться в этих достоинствах, поищем то, что делает эту картину такой запоминающейся.

Конечно, вы догадались, речь пойдёт о знаменитой «ДЕВОЧКЕ С ПЕРСИКАМИ», написанной замечательным русским художником ВАЛЕНТИНОМ АЛЕКСАНДРОВИЧЕМ СЕРОВЫМ. Его картины знают и любят многие, его творчество всемирно известно.

Но, ведь вы же художники. И на наших «Беседах об искусстве» в ДШИ №1, мы с вами, рассматривая то, или иное произведение, пытаемся понять, - что и как, хотел сказать его автор, как у него получилось, как мы к этому относимся. Искусство, на то и искусство, чтобы смотреть, думать, размышлять, получать впечатления - или не получать, – у кого как получается.

А что, если нам с вами, попробовать поискать причины такой любви к этой картине в том, - как работал Серов с ЦВЕТОМ. То есть, как подбирал он цвет (краску), как и куда её наносил.

Давайте посмотрим на эту картину не просто, - как зрители, а именно как ХУДОЖНИКИ, как люди, обладающие навыками определённой профессии (вы же учитесь изобразительному искусству), и что-то, в ней, понимающие.

Вдруг, в её цветовом решении, мы увидим что-то такое, что проложит маленькую тропиночку, к пониманию её несомненных художественных достоинств.

Думаю, что путь для размышлений, который я вам предложу, учитывая ваш возраст, не так сложен. Давайте ограничимся собственно образом самой девочки и посмотрим, какая же цветовая палитра в нём присутствует. СМОТРИМ.

Волосы девочки - тёмного цвета, далее, на лице - тёмные брови и тёмные глаза, на груди - чёрный, с почти незаметными кружочками большой бант. И вся эта палитра тёмных красок, как бы опирается на нежный, розовый цвет кофточки и подчёркивается красным цветком банта.

ХУДОЖНИКИ, смотрите, какой интересный цветовой треугольник в центре композиции - ЧЁРНОЕ, РОЗОВОЕ, КРАСНОЕ.

Ну, что такое центр композиции в картине - вы и без меня знаете. ЗНАЕТЕ?

А заметили ли вы, то, КАК, КОНТРАСТ (противопоставление) чёрного и розового цвета, привлекает внимание наших глаз. Он (контраст) акцентирует (останавливает) наше внимание, для того, чтобы ВСМОТРЕТЬСЯ. И мы всматриваемся. Стараемся.

Всмотреться, в произведение живописи - очень важно. Живопись требует от зрителя неспешного, спокойного рассматривания.

Оно, даёт возможность, больше и лучше понять и почувствовать художественные качества картины, оценить её, с вашей точки зрения. Это помогает лучше познавать живопись, как вид искусства. Ведь «ДЕВОЧКА С ПЕРСИКАМИ» прекрасный пример, великолепной живописи.

Всем своим видом: выражением лица, серьёзным, задумчивым взглядом глаз, позой, одеждой - образ девочки выражает состояние ещё не очень взрослого (12лет) человека, в какой-то момент её жизни. Она сидит на стуле в комнате за столом, на котором лежат персики. Ничего необычного. Но это, казалось бы, такое привычное – для многих художников, изображение человека, Серов, с помощью цвета краски и своего таланта, превращает в удивительный и прекрасный мир, какого-то ОСОБОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА. Вот такая она - ВЕРА МАМОНТОВА, в 12 лет.

Как хорошо это увидел и почувствовал Серов - как художник почувствовал. И, как хорошо он это написал - как художник. Ведь мы помним с вами, что художник должен уметь СДЕЛАТЬ.

То есть так написать, так выразить, так показать, чтобы на это хотелось смотреть, думать, открывать что-то для себя новое.

Я подчёркиваю ХУДОЖНИК, потому что мы рассматриваем явление искусства, явление живописи, явление картины - всё это, имеет отношение только к нему, только к его мастерству и таланту. И создавая подобный образ, Серов, видимо очень хорошо знал - ЧЕГО ОН ХОЧЕТ.

Это очень важно для художника - знать, чего он хочет. Ещё при самом первом знакомстве с Верой Мамонтовой, увидев её, он сразу захотел написать её портрет. Пришлось долго уговаривать - девочка не очень хотела позировать. Уговорил. Написал.

И вот теперь мы с вами смотрим и пытаемся понять - почему эта картина так нравится? Что отличает её от многих других картин, что заставляет зрителя смотреть и восхищаться?

И вот тут, мы подходим к самому главному - ОЦЕНКЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ КАРТИНЫ. Я уже несколько раз, в своей статье, повторил эти слова: ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА.

Но в искусстве - в любом искусстве, они, очень важные, не побоюсь утверждать, что, может быть - самые главные.

Но, как понять и узнать, что из себя, представляют эти самые ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА?

Но, об этом, я попробую рассказать вам в следующей статье.