1. Портрет Анны Клевской
Ганс Гольбейн оказался в трудной ситуации. В 1539 году он был послан Генрихом VIII Английским, чтобы нарисовать незамужнюю Анну Клевскую, семья которой была важным стратегическим союзником Великобритании. Про Анну ходили слухи о том, что там была удивительно красива и портрет Гольбейна должна была послужить подтверждением тому.
Получившаяся картина изображала приятную, послушную на вид женщину—и, похоже, Генри обрадовался тому, что увидел. Были сделаны две копии: одна сейчас находится в Лувре в Париже, а другая-в Музее Виктории и Альберта в Лондоне. Хотя ученые спорят насколько важной была работа Гольбейна в процессе принятия решений, сомнительно, что Генрих согласился бы жениться на Анне, не посмотрев портрет.
К сожалению, во время их встречи в день Нового, 1540 года, Генриху не понравилась внешность Анны, о чем он сообщил напрямую советникам, крикнув: “Она мне не нравится”.
Их брак продлился всего шесть месяцев, и их последующий развод привел к еще двум бракам Генриха.
2. Королева Мария-Антуанетта со своими детьми
1787 год был тяжелым годом для королевы Марии-Антуанетты. Ее репутация была подорвана печально известным “Делом об ожерелье” (афера, которая послужила ни много ни мало толчком к Буржуазной Французской революции), Франция столкнулась с огромным дефицитом и нищетой, а ее муж, король Людовик XVI, спасался от своих проблем, выпивая и охотясь. Отчаявшись превратить свой образ из взбалмошной, беззаботной австрийки в стоическую, величественную и заботливую “мать детей Франции”, она поручила своей любимой художнице Элизабет Луизе Виже Ле Брюн написать ее портрет (сейчас в Версале) со своими сыновьями и дочерьми для всеобщего обозрения.
Ле Брюн основала свою композицию на портретах Святого Семейства. Согласно книге Антонии Фрейзер" Мария-Антуанетта: Путешествие", каждая деталь картины была тщательно продумана. Несмотря на то, что королева предпочитала более простые английские платья, на портрете она была одета в богатое, внушительное французское придворное платье. Вдобавок к раздорам Марии Антуанетты ее младшая дочь Софи умерла до того, как портрет был закончен, что заставило Ле Брюна вычеркнуть ребенка из композиции.
Однако картина вызвала бурю возмущения. Ненависть к королеве стала настолько сильной, что шеф парижской полиции Ленуар попросил убрать картину, потому что она стала причиной для демонстраций и беспорядков. Картина была изъята, и в ее пустую раму в Салоне Королевской академии шутник приколол записку, которая гласила: “Вот это дефицит!”