Поезд №102 сообщением Адлер – Москва носит гордое звание «Премиум» и статус фирменного. Это позволяет держать высокими цены на билеты. Но единственное фирменное, что есть в этом поезде – это быстрый путь до Москвы.
Напоминаем, что у нас есть телеграм-канал, где мы публикуем железнодорожные новости, а также группы в «Вконтакте» и в «Фейсбуке», где можно узнать новости, прочитать новые тексты и т.д.
Свет дали не сразу
На днях я рассказал, как ехал на этом же поезде из Москвы в Сочи в купе за 14 тысяч рублей, и по пути вагон сломался. В комментариях меня обвинили в расточительстве, так что мне стало стыдно, и назад я поехал в плацкартном вагоне за 4932,5 рубля. У нас с женой были крайние со стороны проводника боковушки – 53 и 54 место. На момент покупки билета других мест не было.
Поезд №102 носит гордое название «Премиум». Я уже писал, что в купейном вагоне этого так называемого «Премиума» не было примерно половины заявленных услуг.
А что в плацкарте?
Итак, посадка в Адлере. Темно. В вагоне света нет совсем. Проводники объясняют: сел аккумулятор, поедем – заработает.
И это уже показывает уровень обслуживания поезда. Вообще-то на посадке свет должен быть. Сел аккумулятор? Значит, в депо должны зарядить.
Но всем всё равно.
К моменту посадки были застелены верхние поперечные полки. Если честно, это единственный признак фирменности, который я обнаружил в поезде.
Вагон относительно новый. Но не самый. Для всех пассажиров нижних полок есть розетки. Для тех, кто едет на верхних поперечных полках – usb-разъемы для зарядки гаджетов. На верхних боковых нет ничего.
Я знаю, что летом в этом поезде ходили плацкартные вагоны со шторками, но почему-то на зиму их заменили. Честно говоря, я расстроился по этому поводу, потому что рассчитывал на более высокий уровень комфорта.
В нашем вагоне не было и индивидуальных светильников. Во всех новых плацкартных вагонах их устанавливают, начиная с 2018 года. Во всех поездах крымского перевозчика «Гранд Сервис Экспресс» такие светильники есть.
Спор тех, кому холодно, с теми, кому душно
Когда поезд тронулся, появился свет. Проводница, проверяя билеты, попросила всех купить по пакетику чая. Я это сделал с радостью и предупредил: если в вагоне будет благоприятный климат, то буду пить чай постоянно.
В Сочи в вагон подсела еще треть пассажиров. Оставшиеся места заняли в Туапсе. Вагон был загружен на 100%. Это была суббота на нерабочей неделе, и все хотели попасть в Москву максимально быстрым способом, а этот поезд идет 23 часа, что является минимальным временем на направлении.
Наш поезд ушел из Адлера в 21:03 и прибыл в Москву на следующий день в 20:15. Для сравнения: поезд Сухум – Москва, отправившийся из Адлера перед нами, доехал до Москвы только на следующее утро после нас – в 04:32. А поезд Адлер – Петербург перевозчика «Гранд Сервис Экспресса» и вовсе ушел из Адлера в субботу в 05:26 утра, а прибыл в Москву в понедельник в 01:02 ночи.
Посреди ночи начались проблемы с климатом. Проводница выключила вентиляцию, потому что кому-то стало холодно. Я тут же встал: «В поезде едут 54 человека и дышат одним кислородом, как думаете, насколько минут его хватит? На термометре +23 – и это не холодно».
Проблема, конечно, не только в нехватке кислорода. В дни нашей поездки были пики по заболеваемости COVID-19. Кроме того, на подходе всякий грипп и ОРВИ. И вентиляция или открытое окно – единственный способ снизить концентрацию вируса в воздухе, если в вагоне есть больные.
Роспотребнадзор предписывает держать в вагоне температуру от +20 до +24 градусов. Вообще-то спать при такой температуре надо под одеялом. Но что делают пассажиры? Правильно! Они завешивают одеялом полку (потому что вагоны со шторками с маршрута сняли), спят под простыней, мерзнут и идут к проводнику с требованием сделать потеплее. И он тут же выключает приточку.
К счастью, всю вторую половину поездки проводники не выключали вентиляцию. Люди проснулись, оделись, и им было комфортно в +23!
Специальные требования к фирменному поезду
В остальном... Обычная поездка среднего уровня. В туалет, как ни ходил, было грязно. То с подачей воды проблемы, то бумага-салфетки-мыло заканчивались. Проводники реагировали и все исправляли, но «по запросу». Сами следить не спешили. Листы контроля уборки не висели.
По итогу поездки я задался вопросом: а в чем фирменность-то? И полез в свой билет, смотреть, насколько заявленные услуги соответствовали действительности:
- Удобный график движения (по сравнению с альтернативными пассажирскими поездами дальнего следования).
Не поспоришь.
- Современные вагоны не старше 12 лет после постройки, оборудованные кондиционерами.
Все так и было. Но у ФПК уже больше 70% плацкартных вагонов с кондиционерами. И в нефирменных поездах часто можно встретить лучшие вагоны. Но формально все соблюдено.
- Квалифицированные проводники, прошедшие обучение по специальной программе.
А как проверить? Работали нормально. Но, например, когда я ехал в поезде «Россия» Москва – Владивосток, там и туалет был в идеальном состоянии, и с приточкой проблем не было, и уборку влажную два раза в день делали.
- Постельное белье, спальные принадлежности и предметы санитарно-гигиенического назначения улучшенного качества.
Все было обычное. Как в любом другом поезде.
- До посадки осуществляется застил постельного белья на верхних спальных местах за исключением боковых в плацкартных вагонах.
Так и было. 18 счастливчиков из 54 имели застеленную постель.
- Комфортный вагон-ресторан с расширенным ассортиментом блюд.
Вагон-ресторан был. И был бедолага-официант – один на весь поезд, который зашивался разносить заказы. Правда, то, что я видел у пассажиров, нельзя назвать расширенным ассортиментом. Макароны с сосиской. Или гречка с котлетой.
- И, конечно, гарантированный набор услуг: реализация чайной и кондитерской продукции, печатных изданий, сувениров и прочих товаров в дорогу.
Как я уже писал, продавали только чай и вафли.
Зачем я все это пишу. Я уже рассказывал, что фирменные поезда ФПК – это профанация, направленная на легальное повышение цены билета. Нет в них того уровня комфорта, который был десять лет назад. По сути, такой же поезд, как и нефирменный, просто билет стоит дороже. Пассажиры-то все равно поедут. А все правила и стандарты написаны так, что, по сути, подогнать можно любой поезд.
Чтобы не пропускать новые тексты, подпишитесь на наш канал с анонсами в телеграмме. Там мы выкладываем ссылки на новые статьи сразу после их публикации.